Распечатать страницу

Тенденции развития частного сектора высшего образования в Украине

« Назад

Частный сектор образования за более чем двадцатилетнюю историю своего существования в Украине, безусловно, продемонстрировал способности к развитию. Путь функционирования внебюджетных вузов непрост, и имеет нелинейную траекторию. Но отношение к ним, есть основание для утверждения, что такое образование остается второстепенным. Иногда это очень ощутимо (например, в вопросах пенсионного обеспечения преподавателей или предоставления стипендий студентам - сиротам), иногда едва заметно (не приглашают, не включают, не рассматривают ...).

развитие частного сектора высшего образования

Речь о второстепенности не для того, чтобы пожаловаться на судьбу. Дело в другом. Такие подходы тормозят не только развитие этого сектора образования, а - главное - замедляют анализ его достижений и проблем, не позволяют формировать объективное впечатление.

Во-первых, это более ста субъектов сферы высшего образования различных по направленности, численности студентов и преподавателей, географической локализацией и отношением к выполнению своей миссии. Но они есть.

Во-вторых, ориентировочно 25% высшего образования страны финансируется именно физическими и юридическими лицами.

В-третьих, более 10% студентов обучаются именно во внебюджетных вузах.

И этот перечень можно было бы продолжить. Хотя и без удлиненного списка понятно - речь идет не о единичных случаях. Частный сектор в образовании, в данном случае выше, существует и функционирует он в Украине без малого около четверти века.

Определение «частное» и «государственное» чаще всего относят к способу финансирования или основателю вуза. Кроме того, иногда именно этими понятиями определяют группы или сектора, которые пользуются услугами вузов.

Если сравнивать выпускников вузов с теми, кто не имеет высшего образовании, то конечно же высшее образование независимо от его формы имеет свое силу и дает свои преимущества. Так же высшее образование любого типа приводит в порядок теоретические знания, которые предоставила школа, закрепляет их.

Другими словами, частное высшее образование не менее государственного, ориентировано на цели и задачи общества, удовлетворяет его потребности и остается предметом внимания. Размышляя о частном образовании, прежде всего, следует признать его «общественный характер».

участники болонского процесса

Общемировые тенденции привели к смещению границ между государственным и частным образованием, фактором объединения и ассимиляции этих секторов оказался «рынок».

Такие ярлыки как «личное» и «государственное» имеют в первую очередь юридический смысл, но несут на себе ложное или стереотипное восприятие двух секторов. Для того, чтобы частный сектор вышел из статуса «второстепенного», чтобы сделать государственную политику более прозрачной и понятной и помочь «рядовому гражданину» разобраться, каким образом диверсифицированная система высшего образования стимулирует демократическое и экономическое развитие, крайне необходимо постоянно анализировать и отслеживать социальную роль, тенденции и статус секторов высшего образования, которые юридически разделены.

Другими словами, с точки зрения общества система высшего образования более ценна тогда, когда она способна принять и подготовить к современным требованиям студентов и гениальных, и тех, кто имеет невысокий уровень способностей. И все это, подчеркнем, без ущерба для качества образования.

частная сфера в образовании

Сегодня крайне важным кажется необходимость преодолеть многочисленные мифы вокруг «бюджетников», избавиться от ярлыков и черно-белых подходов. Есть смысл присмотреться к возможностям и положительным наработкам, которые демонстрирует частная сфера и развивать, поддерживать лучшие образцы уже функционирующих в стране.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!