Распечатать страницу

Развитие высшего экономического образования в Украине

« Назад

Изучение тенденций развития высшего экономического образования в Украине основывается на применении исторического принципа исследования, предполагает историческую связь социальных явлений, рассмотрение действительности из-за возникновения явления в истории, его основных этапов эволюции, и на этом фоне изучать существенные признаки явления в настоящем.

студенты-экономисты

Экономическое образование является неотъемлемой частью отечественного образовательного пространства, поэтому можем утверждать, что система высшего экономического образования прошла в своем развитии все характерные для него периоды. Проведенный анализ развития обусловил классификации этого процесса в пять исторических типов высшего экономического образования. В основу нашей классификации положены следующие детерминанты: научный базис, приоритеты, масштабность.

Экономическая мысль зародилась в древние времена: ее начала достигают IV-III века до н.э., становления экономической науки проходило с XVI века и полноправно образовалась в конце XIX - начале XX в.

экономическое образование

Сначала обобщения по экономическим вопросам не выделяли в отдельную отрасль знаний, такие взгляды были составной общественной науки философии, из которой экономическая наука выделилась в самостоятельную.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны общественности еще с работ древних греческих и римских мыслителей (Аристотеля, Варрона, Ксенофонта, Катона, Колумеллы), а также мыслителей Древнего Египта, Индии, Китая.

студенты, вуз

Вершиной экономической мысли Древней Греции являются труды античного философа Аристотеля, что и по сей день являются ценными для научного сообщества. Аристотель рассматривал экономику в двух контекстах. Впервые мыслитель подал характеристику экономики как хозяйственной деятельности, рассматривал экономику как такую деятельность человека, которая производит необходимые для его жизни материальные блага, связал экономику с производством и видел ее как хозяйственную деятельность, является естественно важной для общественного бытия, выделил по экономике в отдельную "часть" науку о богатстве, сформулировав суть "хремастика".

Древнегреческий философ Ксенофонт, которому принадлежит первенство во введении в науку названия экономики, вложил в своей работе "Економикос" содержание "экономии" как науки об обогащении элементарного (в то время домашнего) хозяйства. Зарождение экономической науки обусловливается появлением идей обоснованного расчета процессов, изданием трудов ученых, например Лейбница "Общество и экономика" (1671), появлением и употреблением терминов "работа", "энергия", "технология" и др.

Научное наследие свидетельствует, насколько глубокими по сути и широкими по диапазону рассматривались экономические проблемы на протяжении последних столетий, как они связаны с политическими, социальными и другими общественными вопросами. Это было в поле внимания философов, философов-экономистов и ученых экономического знания. Приведем несколько примеров экономической мысли эпохи XVI-XVIII ст.

Институционализация экономического образования охватывает XIX в. Экономическое образование в своих истоках имела воплощение в форме отдельных экономических курсов, начинают преподавать в XIX в. на юридических факультетах университетов, позже появляются специальные экономические факультеты, в дальнейшем постепенно формируется круг профессиональных экономистов.

Интеграция - новейший период высшего экономического образования продолжается с 80-х годов XX в. до современности.

Это время трансформаций в развитии высшего экономического образования, отличиями которого на территории Украины является изменение образовательной парадигмы, чрезмерная коммерциализация в высших учебных заведениях, задекларированная интеграция в Европейское образовательное пространство и тому подобное. Ведущими в смысле экономического образования становятся неоклассический синтез, маркетинговые теории и менеджмент, иногда логистические теории, постепенно входят частью т. д. информационной экономики.

В итоге отмечаем: современное отечественное образование и система высшего экономического образования, на наш взгляд, еще в поисках ценностных ориентиров. Каждая эпоха имеет присущие конкретному периоду социально-экономические отношения как на общенациональном, государственном уровне, так и на более низких уровнях - субъектном, территориальном, отраслевом и тому подобное.

Существенные изменения общественной жизни обязательно отражаются на бытийному уровне каждого человека общества, члена общины, работника предприятия и любого учреждения. Интенсивность развития общества зависит от ресурсной базы и методов его воспроизведения.

В общественных ресурсах обязательно относят человеческий, включающий трудовой и интеллектуальный потенциал, а методы воспроизводства ресурсов в полной мере зависят от функционирования многомерной образовательной системы и, несомненно, ее составляющей - экономического образования.

высшее экономического образования в Украине

Экономическое образование, наверное, по фактическим и прогностическими задачами, государственно-ориентированными программами, отраслевыми планами развития должна учитывать тенденции превращения экономических систем, поскольку это социальный институт является неотрывной от общественно значимых, бытийных проблем, и таких, которые определяют дальнейшую эволюцию человечества.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!