Ранжирование в высшем образовании - национальный опыт и перспективы развития
« Назад
Рейтинговые программы оценки деятельности вузов с большим успехом работают в более чем 20 странах мира, как страны Европейского Союза, России, США, Австралии, Китая и др., но для Украины ранжирование вузов по тем или другими признаками являются относительно новой течению. Опыт стран, практикующих ранжирование образовательных учреждений по тем или другим признакам, показывает, что определение рейтинга вуза позволяет во многом избавиться асимметричности информации на рынке образовательных услуг, что объясняется следующими причинами: 1. Ранжирование вузов по определенным признакам - это сравнение учебных заведений; данные для его расчета черпаются из одинаковых источников, что улучшает искажение информации о вузе для потребителей. 2. Использование данных ранжирования позволяет провести разностороннее сравнения вузов, что практически невозможно при самостоятельном исследовании рынка. Определяется рейтинг вузов как государственными образовательными структурами, независимыми организациями, издательствами, рейтинговыми агентствами, где каждый преследует свою цель, осуществляя оценку образовательного учреждения по той или иной рейтинговой программой (методике), от определения наиболее популярного (авторитетного) в стране (мире) вуза среди работодателей, выпускников, научного и академического сообщества. Свою историю отечественный рейтинг высших учебных заведений начал с 2000 года. Наиболее известны следующие национальные рейтинги: "София Киевская", "Топ-200 Украина", "Компас" и рейтинг МОН 2007-2009 гг. Проект "София Киевская" основана в 2000 году. Рейтинг публикуется с 2003; сейчас обнародованы результаты 2003-2005 годов и 2007 года. Он определяется по интегрированному показателю, который базируется на оценках, полученных по результатам обработки молодежи, и по выводам экспертных интервью. Критерии рейтинга следующие: имидж, уровень преподавания, материально-техническое обеспечение, конкурентоспособность выпускников, международные связи. Однако рейтинг "София Киевская", по мнению общественности, дает понимание о различных аспектах функционирования высших учебных заведений среди абитуриентов и экспертов, а не является оценкой реальной ситуации. То есть он показывает, насколько то или иное высшее учебное заведение является привлекательным для абитуриентов и эффективным с точки зрения экспертов, а не то, насколько успешно вуз заведение осуществляет свою деятельность на практике. МОН Украины с 2004 года проводит собственное экспериментальное ранжирование высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации. Для оценки высших учебных заведений используются показатели десяти категорий (тематических направлений): презентация достижений на международном уровне, презентация достижений на национальном уровне, доступ, организационная структура и управление, научно-педагогический потенциал, подготовка научных и научно-педагогических кадров, интеграция высшего образования и науки, результативность подготовки специалистов, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и учебная и социальная инфраструктура.
Результаты рейтинга высших учебных заведений Украина, проведенного Министерством образования и науки Украины, представлены по разным группам: классические университеты; технические; технологические; педагогические; частные и др. Единого сводного рейтинга для университетов всех групп МОНУ не предлагает. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |