Распечатать страницу

Научно-исследовательская работа студентов Киево-Могилянской академии

« Назад

Существенные социально-политические и культурные трансформации настоящего обусловили первоочередное обращение к педагогической проблематики в историческом аспекте.

киево-могилянская академия, научно-исследовательская работа студентов

Основополагающую роль в учебно-воспитательном процессе Киево-Могилянской академии играли ее бывшие воспитанники, а затем - профессора, администраторы и протекторы - Феофан Прокопович, Рафаил Заборовский, Георгий Канский, Михаил Козачинский и др. Среди упомянутых деятелей прежде всего надо отметить педагога, реформатора церковного образования, писателя Феофана Прокоповича, широко известного во всем мире. Исследователи жизни и творческой деятельности ученого аргументировано доказали, что Ф. Прокопович занимался научно-исследовательской работой будучи еще студентом академии. Пройдя путь от ученика до профессора, префекта и ректора и игумена Братского монастыря, Ф. Прокопович глубоко и системно занимался наукой. Философские и теологические учебные курсы Ф. Прокоповича отличались самостоятельностью и оригинальностью, основывались на учении о рациональном познании, включали элементы знаний в области зоологии, ботаники, геологии.

Проведенное исследование показало, что Ф. Прокопович был инициатором изменения направления научной работы Киевской академии.

Исследователи истории Киевской Академии М. Сумцов, П. Пекарский критиковали организацию научно-исследовательской работы в учреждении, отмечая, что чрезмерное увлечение поэтикой, риторикой и аристотелевской подходом в философии приводили к формированию наклона у учащихся составлять панергики. Однако, следует отметить, что творчество и научные достижения выпускников академии свидетельствовали о высоком уровне и профессиональной направленности научно-исследовательской работы в этом учебном заведении.

Из стен Киево-Могилянской академии вышли многие ученые - естествоиспытатели, среди них: К. И. Щепинин, российский профессор Московской госпитальной школы, который инициировал первые занятия по вскрытию, исследовал вопросы лечебного и профилактического значения диеты; М. Амбодик-Максимович - автор первой классической рекомендации по акушерству "Физиология для естественной истории в человеке» (1787), первых русских ботанических и анатомо-физиологических словарей; исследователь в области гистологии и физиологии почек А.М. Шумлянской; микробиологи М.М. Тереховский; Д.С. Самойлович (Сушинский). Киево-Могилянская академия дала миру и выдающихся историков: автора пятитомного "Дипломатического собрания дел между российским и польским дворами (до 1700 гг.)" Н. Н. Бантыш-Каменского, казацких летописцев С. Величко, Г. Грабена, П. симоновского.

Итак, Киево-Могилянская академия в истории украинского высшего образования стала первым отчетливым центром организации научно-исследовательской работы с целью качественной профессиональной подготовки студентов. Примером этого служит организованная по инициативе П. Могилы студенческая корпорация - объединение-прообраз научного кружка, члены которого занимались переводами и издательской деятельностью. Проведенное исследование показало, что кружковцы в Киево-Могилянской академии под руководством ведущих ученых выполняли не только научные исследования схоластического характера (было традицией тогдашней образования), но и готовили вместе с преподавателями духовных драмы, интермедии или интерлюдии, народные вертепы, осуществляли разведки в области естественных наук, физики, астрономии.

академия, студенческая молодежь

Опыт творческого сотрудничества ученых мирового масштаба со студенческой молодежью в Киево-Могилянской академии должен стать образцом для педагогов, которые проводят практическое обновление организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях в соответствии с идеями творческого содружества опытных ученых, талантливой студенческой молодежи.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!