Пути реализации создания здоровья образовательной среды в вузе
« Назад Современный образ жизни отличается внутренней нестабильностью, противоречивостью, потерей привычных и поиском соответствующих временных мировоззренческих и аксиологических ориентиров. Неуверенность в завтрашнем дне, тревога за собственное будущее и своих близких, экономический, политический, экологический, экзистенциальный кризис вызывает глобальную стрессовость и невротизацию населения, рост количества психосоматических заболеваний. Особенно поражает неблагоприятная социальная среда молодого поколения. Сейчас добросовестному ученику и студенту образование достается ценой здоровья. Более слабые из них за нейродинамическими особенностями не могут успевать на уровне сильных. Значительная часть тех, кто учится, находится в состоянии постоянного стресса и психотравмирующей ситуации. Факторами вредного воздействия на здоровье человека является убыточная нервно-эмоциональная напряженность жизни, нездоровая экология, нерациональное питание, гиподинамия. Негативно влияют на здоровье студентов нездоровый образ жизни, ежедневные стрессы, перегруженность и т.п. Абитуриенты приходят в ВУЗ, как правило, с явно нарушенным здоровьем, а значительная их часть с несколькими болезнями. Усложняет ситуацию и то, что часть педагогов, перегружена должностными функциональными обязанностями, бытовой неустроенностью, сама находится в затяжном состоянии психического и физического истощения, тревожности и депрессии. Отсюда неадекватные профессиональные установки, неверный стиль общения со студентами, неудачные формы и методы обучения, иногда неоправданно агрессивное поведение. Функциональное состояние организма студентов, их самочувствие и умственная работоспособность напрямую зависят от образа жизни, гигиенического режима жизнедеятельности, адекватности объемов учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, семестра и года, объемов учебных программ и оптимальности учебного расписания, от курса обучения, состояния здоровья и ряда других факторов, которые необходимо учитывать организаторам учебного процесса в высшей школе. Одним из действенных факторов улучшения психосоматического здоровья участников образовательного процесса, залогом сохранения и укрепления здоровья студентов, снижение уровня психофизического выгорания преподавателей является создание дружественной, партнерской, основанной на принципах взаимоуважения морально-психологической атмосферы в высшем учебном заведении. Этому в значительной мере способствует консолидация студенческого и научно-педагогического коллективов в единую академическую общину, объединенную общим делом, общей целью, корпоративным духом взаимной ответственности и взаемообязаности. Важный фактор сохранения здоровья студентов есть оптимально, рационально и эффективно организованная учебная деятельность. Равномерное распределение учебной нагрузки, составленный с полным соблюдением научно-методических требований расписание занятий, выбор наиболее целесообразного режима учебной работы, учета психологических и психофизиологических особенностей студентов, научно обоснованная регламентация и управление учебной деятельностью - обязательные условия сохранения и развития психофизического здоровья студентов. Учебно-воспитательный процесс должен строиться на научной основе с безусловным соблюдением психосоматических, физиологических и санитарно-гигиенических требований. Здоровьесохраняющая, психотерапевтическая направленность организации учебного процесса - императивный вызов крайне напряженной и насыщенной современной жизни. К решению проблемы сохранения и развития психического здоровья студента надо подходить с позиций полноты развития личности. А. Маслоу отмечает две составляющие психического здоровья: стремление личности развивать свой потенциал путем самоактуализации, то есть адекватного восприятия собственного образа и реализации заложенного природой потенциала, и стремление к гуманистическим ценностям. Ученый считает, что личности, которая самоактуализируется, присущи такие качества, как принятие других, чувство прекрасного, наличие чувства юмора, альтруизм, склонность к творчеству, автономность, спонтанность. Поэтому особенно важным является создание необходимых условий для возможностей самоактуализации каждого студента. Обобщение научных данных и анализ опыта практической работы со студентами свидетельствуют, что важным фактором, который уменьшает и предупреждает психологический дискомфорт студентов во время учебно-воспитательного процесса, является постоянное психологическое сопровождение студентов, который должны осуществлять преподаватели, кураторы и консультанты академических групп, работники психологической службы. Особенно важная роль в сохранении и развитии здоровья студентов принадлежит службе психологической помощи. Практика показывает, что студенты имеют немало проблем, связанных с психическим дискомфортом: неустроенность личной жизни; сложные отношения с родителями, педагогами, друзьями; конфликтная ситуация в академической группе; одиночество; сомнения относительно целесообразности избранной специальности; семейные конфликты молодых супругов; ситуативная тревожность; депрессивное состояние и др. Задачей психологической службы является профилактическая работа, в которой должны применяться основные (индивидуальные консультации, групповые тренинговые занятия, активное социально-психологическое обучение) и пассивные (встречи с первокурсниками по вопросам адаптации к обучению, тематические беседы, кураторские часы, психологические диспуты и т.д.) методы психологической помощи, которые обеспечивают готовность высшей нервной системы как носителя психических явлений к существенным нагрузкам во время обучения в ВУЗе.
Особое внимание надо уделять развитию самоконтроля у студентов, которые имеют нестандартные индивидуально-психологические свойства и выраженную нервно-психическую неустойчивость, высокий уровень тревожности и конфликтности, низкий уровень мотивации. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |