Пути реализации создания здоровья сохраняющей образовательной среды в высшем учебном заведении
« Назад Сегодня главной проблемой, которая связана с будущим государства, есть сохранение и повышение здоровья детей и учащейся молодежи, выработки устойчивых социальных установок относительно осознания необходимости здорового образа жизни, ведь с каждым годом уровень состояния физического и психического здоровья населения, особенно молодых, значительно ухудшаются. Именно поэтому в общее содержание образования интегрируются актуальные проблемы реальной жизни, вопрос экологии, здоровья, безопасности, а это соответствует требованиям нового государственного стандарта. На современную молодежь все заметнее влияют факторы, действие которых ранее была значительно меньше. В частности, речь идет о снижении физической нагрузки, зато повышается нервно-психологическое, информационное. Стремительно распространяются среди молодежи вредные привычки. Поэтому сосредоточение внимания на проблеме психогигиенического воспитания и здорового образа жизни среди молодежи есть очень важным. Именно поэтому считаем целесообразным охарактеризовать и рассмотреть проблему управления учебным заведением (НЗ) на научных началах здоровье сохраняющих технологий. Проблема управления учебным заведением есть едва ли не самой сложной. Это естественно, потому что изменения в нашем обществе каждый раз бросают нам вызов, требуют осваивать новые знания, учиться использовать их на практике. Среди главных проблем на одно из первых мест в государстве в целом в образовательной деятельности в частности получается проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Исследователями отмечается катастрофическое снижение уровня развития детей и подростков, что оказывает негативное влияние на качество учебных результатов. В связи с этим, по мнению специалистов, актуализируется проблема сохранения здоровья студентов, что влечет необходимость использования здоровье сберегающих технологий в НЗ. Главным инструментом, с помощью которого можно этого достичь - это скоординировать деятельность всех структурных подразделений, то есть организовать управление. Руководители УЗ образования всех управленческих звеньев должны освоить эту важную науку, умело использовать все ее рычаги. Определение понятия управления американскими учеными звучит так: управление - делать что - либо руками других, то есть тот, кто делает, не управляет, кто управляет - не делает. Здоровье сохраняющая деятельность в образовании имеет междисциплинарный, многоаспектный и долговременный процесс, требующий специальной подготовки всех участников учебно-воспитательного процесса к ее совершении. Принимая во внимание многочисленные определения здоровья и его составляющих (физическая, психическая, социальная и духовная), можно утверждать, что все термины, которые используются в педагогической литературе с корнем «здоровье» касающиеся состояния организма, способности личности к саморегуляции поведения, различных аспектов самочувствия и благополучия особы и т.д.
Ряд авторов выделяют такие факторы влияния на состояние здоровья участников образовательного процесса: социальные (социальная ориентация на здоровый образ жизни, устойчивая мотивация к здоровье сохраняющего поведения, осмысленная потребность в валеологических знаниях и навыках др.); психолого-физиологические (функциональное состояние организма, индивидуально-типологические качества организма, соответствующие мысли и убеждения относительно здоровья, понятие важности здоровья и т.п.), организационно-педагогические, которые класифицируются на организационные (учебный процесс, построение распорядка дня, режим руховой активности), процессуальные (образовательный стандарт, умственные и физические нагрузки) и профессионально - компетентностные (антистрессовая педагогическая тактика, мотивирован, комплексный подход педагога к оценке состояния здоровья учеников, использование здоровье сохраняющих технологий, постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся, применение адекватных диагностических методик), управленческие (основные параметры функционирования здоровье сохраняющей ситуации учебного заведения, материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, методические ресурсы и т.д.). Данные факторы углубляют понимание сущностных характеристик здоровье сохраняющей среды, подчеркивая необходимость целостного подхода к его созданию. Во время проектирования здоровье сохраняющей среды учебного заведения необходимо обеспечить такие педагогические условия: - разработку и утверждение здоровье сохраняющей концепции, формулировка стратегических целей и задач; - осуществление диагностики и мониторинга состояния здоровья студентов; - приобщение студентов к методам здорового образа жизни, создание валеологических понятий; - повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в контексте здоровье сохраняющей деятельности, формирование культуры здоровья; - содержательное общение всех участников педагогического процесса (администрации, преподавателей, инструкторов по физической культуре, психологов, медицинских сестер, студентов, родителей), определение их обязанностей и ответственности в реализации программных целей. Основными показателями эффективности функционирования здоровье сохраняющей среды являются такие: материально-техническая обеспеченность здоровье сохраняющей среды, их соответствие всем нормам; соответствие организации системы питание действующим санитарным правилам и нормам; межличностные взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса; состояние физического и психического здоровья студентов и преподавателей; показатели двигательной подготовленности учащихся, уровень профессиональной компетентности педагогов, целостность оздоровительных воздействий и стабильность результатов. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |