Психология отношений студент-преподаватель по Сухомлинского
« Назад Общеизвестно, что воспитание - это процесс постоянного и целенаправленного влияния на духовное и физическое развитие личности. Цели, содержание, организация воспитания определяются общественными отношениями, которые есть на данном историческом этапе. Государственная система воспитания всегда направлена на становление у личности социально - значимых черт. В вопросах повышения ценности обучения и воспитания огромное значение имеют этические отношения среди преподавателем и воспитанником, причем главная роль в этих отношениях отводится преподавателю. На его поведение и действия влияет моральный климат в студенческом коллективе. Студенты в меру своей возрастной категории, как правило, эмоциональные и очень быстро возбуждаются, им присуща повышенная эмоциональность. Часто они максималисты. Им свойственно преувеличение, случайные действия, которые они оценивают как умышленные и глубоко переживают любые поступки, которые кажутся им несправедливыми, со стороны преподавателя. Особенностью психики подростков и молодежи является склонность к быстрому обобщению даже незначительных фактов и явлений. Из-за нехватки жизненного опыта они не очень способны верно оценить такие явления, в которых взрослые относятся как к чему-то общепринятому. Педагогический такт вытекает из следующих моральных отношений между воспитателем и воспитанником, которые способствуют взаимопониманию, доверию, доброжелательности. Такой подход к отношениям преподавателя и студентов сформулирован В. Сухомлинским: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог вкратце обозначить суть моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Педагог, который пренебрегает педагогическим тактом в общении со студентом, не может быть авторитетом у него. Бестактность преподавателя по отношению к студенту порождает ненужные конфликты, преподаватель обязан заботиться не только о том, чтобы его общение со студентами сформировало нормальный моральный микроклимат, но и о том, чтобы оно направляло поведение питомцев. Слово преподавателя - тонкий и эффективный воспитатель. Преподаватель, куратор группы обязан владеть словом, в противном случае не возможно плодотворно общаться со студентом. Точное, душевное, эмоциональное и в тему сказанное слово всегда заставляет думать и чувствовать. Педагог за своим призванием - умный и чуткий собеседник, убедительный полемист. Слово преподавателя - инструмент, орудие его труда, «полководец» человеческой мысли. О воспитательном значении слова много и проникновенно писал В.В. Сухомлинский: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу, оно может быть и нежным, красивым цветком, и живой водой, что возрождает веру в добро, острым ножом, разрезает тонкую ткань души, и гарячим железом, и кусками грязи. Человеческое слово превращается на самые неожиданные поступки, даже тогда, когда его не имеет, а является молчание». Итак, слово педагога не только ведет студента к определенным поступкам, но и способствует разрешению противоречий. Преподаватель находится в постоянном общении, а потому должен все предусмотреть. Если учесть, что у молодежиактивно меняется характер поведения и деятельности, происходит их самоопределение, то становится понятно, насколько важно, чтобы педагогическое руководство в данный период было умелым и тактичным. В завершение предлагаем советы преподавателям, особенно молодым, на основе принципов педагогической этики В. Сухомлинского: - Будьте щедры на похвалу и скупые на наказание. - Помните, что логика чувств бывает более доказательной, чем логика мыслей, что человеком движут не только знания, но и чувства! - Знайте, что творчество педагога имеет в себе не только способность говорить, но и способность слушать! - Помните, что профессиональный педагог умеет все видеть, но не все замечать! - Никогда не работайте под влиянием первого взгляда! – Не забывайте, что утратаутрата контроля над своим характером приводит к утрате педагогического такта! Не растеряйте настроение свое и студентов! - Не забывайте иногда ставить себя на место студента! - Умейте признавать свои ошибки перед воспитанниками! Отстаивание своих ошибок ведет за собой утрату доверия, уважения и авторитета! - Помните, что фальшивый авторитет долго не удержится! Легко блеснуть на миг, тяжело светить всегда. - Ставьтесь к себе критически, не переоценивайте свои силы! - Всегда Будьте последовательными! С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |