Социально-психологические свойства студенческой молодежи
« Назад В контексте данного исследования необходимо отдельно остановиться на понимании термина "студенческая молодежь". Стоит отметить, что в публицистике нет одноголосной точки зрения по этому вопросу. Украинские и российские исследователи, среди которых: В. Астахова, В. Арбенина, В. Бакиров, М. Головатый, В. Дмитриев, И. Ильинский, А. Козлов, В. Лисовский, Б. Рубин, М. Буткевич, Ф. Филиппов, И. Шеремет, В. Шубкин, О. Якуба и др., - определяют студенчество как „социально-демографическую”, „социально-профессиональную”, „самостоятельную социальную” или "особую общественную группу". В чем же особенность студенчества?Чем собственно оно отличается от других молодежных сообществ? Прежде всего отличие студенческой молодежи состоит в специфике ее социального становления, в особом месте, которое она занимает в структуре общества. Только ей свойственно накопление социокультурного опыта, связано с параллельным обучением в вузе. К основным параметрам, что характеризуют студенчество как социокультурную макрогрупу, стоит также отнести особую направленность интересов студенческой молодежи, своеобразную „жизненную стратегию”, что детерминирует различные виды деятельности студентов представлениями о социальной перспективе. Следует также добавить к этой группе признаков и таких, как готовность к плюрализму мнений, активность жизненной инициативы студента, его открытость всякого рода изменениям. Новаторство побуждает его к отказа от устоявшихся моделей поведения, норм, постулатов. Попытка переломить состояние длительной статики может обернуться „мятежности” как форме протеста против явлений, которые блокируют или тормозят динамику общественной жизни. В отличие от других молодежных групп, студенчество имеет четкую направленность на занятие в будущем высококвалифицированным трудом и определены временные границы - от первого курса до последнего. На пути к этой цели молодым человеком сделаны конкретные шаги: определен выбор вуза и специализации; в некоторых случаях разменяно место жительства (из села - к города, из семьи - в общежитии, к самостоятельной организации быта); установлено новые связи - общественные, семейные, личностные). Студенческий возраст характеризируется большим значением для формирования всех без исключение качеств личности, ведь это этап благоприятного развития ее нравственности, стабилизации характера, усвоения социальных функций взрослого человека, в том числе гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых. Одновременно происходит завершение индивидуализации личности, окончательное оформление ее жизненных ориентиров и ценностных ориентаций. Доминирующей социокультурной ориентации современного студенчества есть желание личного успеха в экономической, политической и общественной деятельности, повышение собственного благосостояния и конкурентоспособности в системе рыночных отношений, карьерный рост. Поэтому, стремясь любой ценой реализовать собственную мечту социального продвижения, большинство молодых людей осознают, что высшее учебное заведение является одним из главных средств достижения этой цели. Сосредотачиваясь на „усвоении знаний, умений и навыков”, они прагматично, шаг за шагом двигаются в направлении собственной высшей ценности и цели - личного успеха, не отвлекаясь на чувства и прочие „несущественные” вещи. Но человек в любых обстоятельствах должен оставаться человеком. Проблемы украинской экономики не только не отменяют, но и требуют особого внимания вузов к духовности молодой личности. Добро и зло, красота и уродство, вера, надежда и любовь - сущностные силы человека, которые обеспечивают ей воспроизводство человеческого образа жизни в историческом времени и пространстве, в системе любого локального социума. Недаром духовность во все времена была объектом философских размышлений, а прогрессивная педагогика призвала вернуть образование к ее основной цели - воспроизводства духовного потенциала нации. Формирования духовности студентов происходит в процессе обучения, удовлетворения определенных эстетических и культурных потребностей. Сегодня модным стало считать, что духовная культура личности формируется прежде всего благодаря религиозному воспитанию. Но, духовность - это система интеллектуального, нравственного, художественно-эстетического, эмоционально-чувственного развития личности. Подтверждение этой мысли находим и в трудах П. Щербаня, который считал, что духовная культура личности состоит из следующих культур: интеллектуальная (знания, мышление); моральная (честь, достоинство); культура общения (коммуникативные способности, культура речи); - национальная культура и национальное самосознание; художественно-эстетическая (культура чувств); морально-этическая (религиозные традиции); семейно-бытовая, политическая, правовая, экологическая культура личности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |