Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Психологическая подготовка преподавателей для отношений со студентами

Психологическая подготовка преподавателей для отношений со студентами

« Назад

взаимоотношение преподователя со студентами, отношения со студентами

Процесс профессионально-педагогического общения включает следующие этапы (по В.О. Кан-Каликом):

1) моделирование педагогом предстоящего общения со студентом или группой (прогностический этап);

2) организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия ("коммуникативная атака");

3) управление общением во время педагогического процесса;

4) анализ ситуации прошлого общения и его моделирование на будущую деятельность.

Чтобы общение было конструктивным, а не деструктивным на каждом этапе, преподавателю нужно обладать психолого-педагогической культурой общения, а именно:

- знать психологию студенческого возраста и особенности конкретной студенческой аудитории;

- объективно оценивать поведенческие реакции, коммуникативную активность отдельных студентов, адекватно эмоционально откликаться на них;

- уметь быстро собрать аудиторию и направить ее внимание к содержанию занятия (приемы самопрезентации и динамического воздействия), привлекать к активной работе всех студентов;

- выбирать такой способ своего поведения, который лучше бы отвечал особенностям и психическому состоянию студентов;

- владеть приемами стимулирования интеллектуальной инициативы и познавательной активности студентов, организации диалогического взаимодействия;

- своевременно корректировать свой коммуникативный замысел согласно реальных условий педагогического взаимодействия;

- анализировать процесс общения, устанавливать соотношения цели, средств и результатов языкового взаимодействия.

Важным условием деловых взаимоотношений преподавателя со студентами есть благоприятные личные отношения членов студенческой группы.  Поэтому надо стараться наладить хорошие контакты с группой, привлекать приверженность группы к себе, создавать и поддерживать хорошее настроение, корректировать деловые и межличностные отношения в группе. Надо научиться действовать быстро и уверенно.

Важно помнить, что каждый вербальный контакт - это целостный акт сознания, чувства и двигательной реакции (гештальт). Психологически оправданным и полноценным межличностное педагогическое общение строится по принципу субъект - субъектного взаимодействия:

1) восприятие собеседника как личности со своими потребностями и интересами;

2) выявление заинтересованности в партнере, сопереживание (эмпатия) его успехам или неудачам;

3) признание права партнера на несогласие, на свое мнение, на право выбора поведения и ответственности за свой выбор.

Соблюдение этого принципа дает возможность установить искренние, доверительные отношения преподавателей и студентов. Это дает возможность корректно (вежливо, тактично, вежливо) делать замечание студенту, помогать ему видеть свои недостатки, предлагать, советовать ему относительно дальнейшего поведения и самосовершенствования.

В педагогическом общении успешность коммуникации зависит также от соблюдения единства таких максим (основных правил):

1) полнота информации: высказывание должно содержать информации не больше и не меньше, чем требуется;

2) качество информации: не говорите того, чего у вас нет достаточных оснований (фактор доверия есть важным условием успешной коммуникации);

3) максима релевантности: не отклоняйтесь от темы сообщения (например, внимание аудитории рассеивается, если Вы не в состоянии ее связать с объявленной теме);

4) максима манеры: говорить надо четко, быть организованным и лаконичным, избегать непонятных высказываний;

5) максима такта: проявлять великодушие (необтяжування собеседника своими интересами), скромность (неприятие хвастовства на свой адрес), согласие (неоппозиционности).

Конечно, эти установки не имеют абсолютного значения, но важно их соблюдать.

Такие правила педагогического общения также не нуждаются в интерпретации или доказательности в необходимости их соблюдения:

- если надо отстоять свою точку зрения, свои убеждения, следует использовать весомую аргументацию, метод убеждения;

- следует избегать силового вербального давления, если надо в чем-то убедить;

- не надо постоянно сопротивляться и ограничивать собеседнику свободу выбора, навязывать партнеру свои мысли - это только значительно снизит их привлекательность;

• если ошибочность взгляда собеседника очевидна, не надо ее поспешно отбрасывать - это сразу повысит у партнера ценность своего увлечения и заставит его отстаивать свои ошибки;

• ваши взгляды будут приняты лучше, если собеседник станет активным соучастником их обсуждение; дайте возможность высказать ему свои аргументы «за» и «против»;

• чем более интересная идея, тем оригинальной точка зрения, тем больше шансов на ее обсуждение, потому тривиальные идеи не имеют возражений;

• если ситуация проблемная, сохраняйте устойчивость, толерантность; избегайте обидчивости, уязвимости, когда высказываете свое мнение относительно ее решения;

• если хотите дать совет, избегайте фраз «Ты должен», «Я тебе советую»; лучше делиться собственными мыслями, не делать поспешных выводов, категоричных оценок, пренебрежительных замечаний;

• не проявляйте самоуверенности, безапелляционности, бестактности, бесцеремонности.

высшее учебное заведение, организация педагогического общения

Данные правила тоже не исчерпывают всего ряду вопросов, связанных с организацией педагогического общения. Главное - это позитивное личностное отношение к партнерам общения на основе уважения к их личности, тактичности и корректности.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!