Прогноз уровня образования населения Украины к 2050 году
« Назад Население является основной производительной силой любой экономики, производителем и потребителем материальных и нематериальных благ. Именно на нем "замыкаются" информационные и энергетические потоки. В мире, с развитием постиндустриального общества, все более четко определяется тенденция к снижению материало- и энергоемкости производства. В то же время растет значимость человеческого фактора, интеллектуальной, умственной составляющей производственного процесса. Так, наиболее динамичными и высокодоходными являются рынки информационно-коммуникационных услуг, в которых большая часть приходится на сложное оборудование и высокообразованный персонал. Опыт стран, во 2-й половине ХХ в. осуществили огромный технологический прорыв с отсталых, почти феодальных обществ вошли в перечень мировых лидеров, убедительно свидетельствует о чрезвычайной важности образования и качества населения. Примером может быть опыт Японии и Тайваня. В частности, Тайвань даже в сложных экономических и политических условиях (вследствие известных напряженных отношений с Китаем), не имея собственной научной школы, за государственный счет направлял молодежь на учебу в страны Европы и США. В результате остров вышел на ведущие места в производстве электронной аппаратуры. Современная стратегия развития Японии предусматривает полный перенос всего промышленного производства в другие страны. Большинство продукции японских торговых марок уже производится в Малайзии, Филиппинах. Сама Япония вскоре будет специализироваться исключительно на разработке интеллектуального продукта. Итак, эта страна уже сейчас строит "общество будущего", в котором еще больше усиливается потребность в высокой образовании населения и его возможностей по созданию нового. Аналогичным путем в настоящее время идет Китай. Китайская молодежь учится во многих странах мира, а КНР демонстрирует высокие темпы промышленного и экономического роста. Что касается Украины, то негативные последствия прогнозируемого сокращения численности населения усиливаются его ожидаемым старением. На это нельзя не учитывать при выработке социально-экономической, демографической политики, политики на рынке труда и вообще при разработке любых государственных стратегий (и на общегосударственном, так и на региональном уровнях). Повышение экономической нагрузки потребует высокопроизводительного труда, эффективного использования новейших технологий. Определяющим в этом является повышение уровня образования и квалификации населения. Ведь только высококвалифицированные работники способны создавать высокотехнологичную продукцию, способные обеспечить стабильное развитие национальной экономики. Показатель достигнутого уровня образования положена в основу одного из трех индексов, используемых ООН для вычисления индекса человеческого развития. То есть уровень образования населения признается очень важным признаком развития любого государства. В дальнейшем роль образования усиливаться, расти важность человеческого капитала. Страны, недостаточно финансируют сферу образования, все больше отставать в своем развитии. Поэтому попытка оценки возможных изменений в уровне образования населения является актуальной. Продолжающееся сокращение численности населения Украины чрезвычайно обостряет вопросы формирования и восстановления человеческого капитала, в частности уровня образования населения. Проблемы образовательной сферы усиливаются особенностями современной возрастной структуры. В последние десятилетия в населении Украины сформировалась сравнительно мала по численности группа лиц, родившихся в конце ХХ - начале XXI века. Уже сейчас это является поводом для закрытия значительного количества школ в сельской местности. Прогноз уровня образования населения основывается на вероятном усилении роли образования, в частности высшего и профессионально-технического, в украинском обществе. Интеллектуальная составляющая в произведенной продукции будет расти, интенсифицируется научное развитие. Ускорение информационного обмена и развития технологий в мире, в результате глобализационных тенденций, будет распространяться и на Украине. Это будет стимулировать население к постоянному повышению квалификации в течение жизни. Поэтому по этому варианту вероятности получения высшего образования будут расти для лиц старше 30 лет. Предполагается рост вероятности получения более высокого образовательного уровня и для младших возрастных групп. Прежде всего, это будет обусловлено необходимостью использования наращенных мощностей (аудиторий, преподавательского персонала) в последние годы, когда из-за возрастных группы, которые преимущественно получают образование, проходила демографическая "волна" рожденных в середине 1980-х. Однако численность когорт населения 6-23 лет все равно будет меньше, чем количество современных выпускников из-за демографического "впадину" - "вхождение" малых по количеству групп лиц. Поэтому, хотя охват населения высшим и средним специальным образованием возрастет, количество мест в учебных заведениях всех уровней аккредитации неизбежно снизится. Освободившиеся места могут быть заполнены зарубежными студентами или просто сокращены. Кроме того, совсем не обязательно, что в 2015 все лица в возрасте 16-18 лет захотят получить высшее образование, хотя их общая численность будет меньше, чем в 2010-2012 гг. было вступающих (абитуриентов). По этому показателю численность населения с полным высшим образованием в Украине на начало 2051 достигнет 6015 тыс. человек, а доля их в населении составит 18,3%.
Увеличение охвата населения Украины полным высшим и начальным высшим образованием в последнее десятилетие, а также естественная убыль старших, в среднем менее образованных поколений приведет к росту удельного веса более образованных жителей. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |