Распечатать страницу

Особенность преподавателя высшей школы как психолога-проектировщика

« Назад

Сегодня процесс развития педагогической науки в Украине характеризуется определенной инноватикой. Данная инноватика старается охватывать все аспекты современной проблематики реформ в образовательном процессе. Данные процессы направлены на усовершенствование профессионально-педагогической деятельности педагога.

студенты

На данный момент особое внимание уделяется постепенному улучшению подготовительно-образовательной деятельности педагога. Более глубокое внимание уделяется усовершенствованию подготовительной деятельности педагога высшей школы именно в направлении психологического проектировщика.

В то же время большое количество инноваций, появившихся в образовательном пространстве высших учебных заведений, требует их методологического анализа и испытания на совершенство применения. Одним из видов инновационных мероприятий является проектирование учебного процесса.

В процессе работы преподавателя высшей школы сформировались основные принципы работы преподавателя как психолога-проектировщика:

1. Он должен быть психологом-исследователем, для этого ему следует овладеть: диагностико-прогностическую деятельность;

- учитывать запросы и потребности студентов;

- "Психологизацию" педагогического процесса (педагогу необходимо знать и учитывать психофизические особенности студентов - возрастные, половые, индивидуальные);

- индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- осуществления педагогического мониторинга (кредитная система оценивания), что означает постоянную обратную связь, измеримость существенных показателей, характеристик учебно-воспитательного процесса.

преподаватель

2. Стать психологом-проектировщиком - умение проектно-конструкторской деятельности по созданию инновационных учебных программ.

3. Умело входить в поле организации активно-поисковой деятельности студентов, применяя современные педагогические технологии и интерактивные методы учебной деятельности.

Для успешного осуществления преподавательской деятельности он должен обладать личностными качествами. В частности, отмечается обязательно наличие таких составляющих деятельности:

а) профессиональные психологические и педагогические знания;

б) установка педагога;

в) личностные свойства, которые способствуют овладению педагогом профессиональными знаниями и умениями.

образование

Кроме того, нужно выделить десять видов умений преподавателей высшей школы. Данные десять видов возможно свести к двум основным группа критериев:

- те, которые касаются личности педагога - самообразование, социальная перцепция, развитие позитивной Я-концепции, самоактуализация и самореализация, реальная оценка своих возможностей и результатов деятельности;

- те, которые касаются педагогической деятельности - постановка педагогической задачи, учитывая содержание и цели образовательного процесса, умелая организация учебно-воспитательного процесса с помощью коммуникаций, надлежащий контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

obmin

Итак, профессиональная подготовка преподавателя должна предусматривать функционирование его как психолога, проектировщика и исследователя, поскольку именно проектная деятельность образовательного процесса позволяет внедрять инновационные технологии, осуществлять прогнозирование учебно-воспитательных задач, реально влиять на повышение эффективности социального взаимодействия в аудитории.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!