Особенность преподавателя высшей школы как психолога-проектировщика
« Назад Сегодня процесс развития педагогической науки в Украине характеризуется определенной инноватикой. Данная инноватика старается охватывать все аспекты современной проблематики реформ в образовательном процессе. Данные процессы направлены на усовершенствование профессионально-педагогической деятельности педагога.
На данный момент особое внимание уделяется постепенному улучшению подготовительно-образовательной деятельности педагога. Более глубокое внимание уделяется усовершенствованию подготовительной деятельности педагога высшей школы именно в направлении психологического проектировщика. В то же время большое количество инноваций, появившихся в образовательном пространстве высших учебных заведений, требует их методологического анализа и испытания на совершенство применения. Одним из видов инновационных мероприятий является проектирование учебного процесса. В процессе работы преподавателя высшей школы сформировались основные принципы работы преподавателя как психолога-проектировщика: 1. Он должен быть психологом-исследователем, для этого ему следует овладеть: диагностико-прогностическую деятельность; - учитывать запросы и потребности студентов; - "Психологизацию" педагогического процесса (педагогу необходимо знать и учитывать психофизические особенности студентов - возрастные, половые, индивидуальные); - индивидуализацию и дифференциацию обучения; - осуществления педагогического мониторинга (кредитная система оценивания), что означает постоянную обратную связь, измеримость существенных показателей, характеристик учебно-воспитательного процесса.
2. Стать психологом-проектировщиком - умение проектно-конструкторской деятельности по созданию инновационных учебных программ. 3. Умело входить в поле организации активно-поисковой деятельности студентов, применяя современные педагогические технологии и интерактивные методы учебной деятельности. Для успешного осуществления преподавательской деятельности он должен обладать личностными качествами. В частности, отмечается обязательно наличие таких составляющих деятельности: а) профессиональные психологические и педагогические знания; б) установка педагога; в) личностные свойства, которые способствуют овладению педагогом профессиональными знаниями и умениями.
Кроме того, нужно выделить десять видов умений преподавателей высшей школы. Данные десять видов возможно свести к двум основным группа критериев: - те, которые касаются личности педагога - самообразование, социальная перцепция, развитие позитивной Я-концепции, самоактуализация и самореализация, реальная оценка своих возможностей и результатов деятельности; - те, которые касаются педагогической деятельности - постановка педагогической задачи, учитывая содержание и цели образовательного процесса, умелая организация учебно-воспитательного процесса с помощью коммуникаций, надлежащий контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков.
Итак, профессиональная подготовка преподавателя должна предусматривать функционирование его как психолога, проектировщика и исследователя, поскольку именно проектная деятельность образовательного процесса позволяет внедрять инновационные технологии, осуществлять прогнозирование учебно-воспитательных задач, реально влиять на повышение эффективности социального взаимодействия в аудитории. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |