Преподаватель и студент (практика общения)
« Назад Взаимодействие, как психологическая и педагогическая категория, относится к базовым категориям (О. М. Леонтьев). Условия взаимодействия предусматривают активность обеих сторон, хотя возможна разная степень ее проявления. Взаимодействие в учебно-воспитательном процессе проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении. Она может реализовываться в разных видах и формах: во время лекций, семинарских занятий, индивидуальной работы со студентом, внеаудиторное время. Вместе с тем, может наблюдаться формальное достижение учебно-воспитательных целей в рамках педагогического процесса, когда преподаватель и студенты фактически не взаимодействуют между собой, ограничиваясь минимально необходимыми ресурсами. В современных условиях значительно расширились возможности заинтересованного, профессионально ориентированного взаимодействия преподавателя и студента, благодаря новым формам организации учебной деятельности - индивидуальной и самостоятельной работе и использование таких активных методов обучения, как деловые игры, тренинги, кейс-стадии, дискуссии и т.д. В любом варианте каждый участник акта взаимодействия имеет множество возможностей в большей или меньшей степени реализовать свою субъектную активность, продемонстрировать позицию, выявить отношение. Вместе с тем, перед преподавателем появились и новые вопросы этического характера, например, в каких случаях следует обеспечивать право студентов на выбор, в какой степени стоит отступить от предписаний и законов формального общения; как на практике реализовать принцип конфиденциальности; какова степень вмешательства преподавателя в жизни студента и принятия им решений является допустимым и т.д. Поставленный вопрос - лишь незначительная часть из тех, что требуют обсуждения. Становится ясно, что для их решения недостаточно дискуссии на уровне специалистов вышей школы и студенчества, нужна беспристрастная заинтересованная позиция всего общества. В психологических и педагогических исследованиях подчеркивается тезис относительно решающего значения для формирования профессиональных установок и выработка психологической культуры будущих педагогов диалогического взаимодействия, в основе которой - понимание, что выстраивается на условиях диалога (И.Д. Бех).
Диалогическое взаимодействие преподавателя и студента является многоуровневым процессом, во время которого происходит одновременное усвоение как мотивационно-смысловой, так и предметно-операционной сторон учительской профессии, то есть происходит как личностный, так и профессиональный рост (Л.В. Долинская). Взаимная заинтересованность друг другом активизирует самопознание обоих участников, стимулирует процессы самовыражения, обогащает новыми способами саморазвития. Основным внутренним условием диалогического типа взаимоотношений выступают взаимоотношения между преподавателем и студентом, которые можно квалифицировать как личностные. Такой тип взаимоотношений характерен для равноправных партнеров в общении, что доверяют и положительно относятся друг к другу. При этом преподаватель принимает студента как интересную информативную личность, ориентируется на его неповторимую индивидуальность, создает условия для его саморазвития, а студент видит в преподавателе старшего друга, советчика, авторитетную личность. В таких условиях между участниками взаимодействия возникает контакт, во время которого студент становится чувствительным к воздействию преподавателя и проникается к нему чувством привязанности и уважения. Ситуацию такого когнитивно-эмоционального уровня взаимодействия можно расценить как вершину педагогического мастерства преподавателя. Такое взаимодействие не имеет ничего общего с манипулированием, причиной которого является прежде всего неспособность преподавателя достичь поставленных воспитательных или учебных целей приемлемыми педагогическими этическими способами. Сам преподаватель часто не осознает собственного манипуляторного поведения, считая его единственно верным и эффективым. В педагогической практике, как в школе, так и в вузе наблюдаются различные проявления такого поведения, например, преподаватель «приручает» студента своей открытостью, доверием, делает его почти товарищем для того, чтобы в определенное время «использовать» его. Или иной способ воздействия, который имеет известное название «кнута и пряника» - когда преподаватель применяет то снисхождение, то необоснованную требовательность. Какие же этические требования предъявляются сегодня к преподавателю вуза как инициатора и фасилитатора диалогического взаимодействия со студентами? Во-первых, преподаватель должен быть настоящим ученым и хорошим педагогом. Часто дискутируется вопрос, что важнее: хорошо знать свой предмет или быть хорошим человеком.
Мысли, как правило, разделяются, а истина, как всегда, находится посередине. Мы убеждены, что преподаватель вуза должен сочетать в себе хорошие знания предмета, развитый кругозор, владение современными педагогическими технологиями с высокими моральными качествами и быть яркой и масштабной личностью. Преподаватель должен быть убежденным в тех позициях, которые он транслирует студентам, вместе с тем, стимулировать их к поиску «болевых точек» проблемы и способов их решения. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |