Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Понятие академической подготовки студентов

Понятие академической подготовки студентов

« Назад

Академическая подготовка студента является главным фактором развития молодого специалиста. Как проходит процесс профессионального становления личности студента, можно рассмотреть на примере студентов-юристов.

подготовка студента, учебный процесс

Вопросы практического применения теоретических знаний студентами связано с целым рядом методологических, теоретико-концептуальных и практических (в том числе профессионально-адаптационных) вопросов реформирования современности юридического образования, приближение учебного процесса к современным реалиям деятельности государственных правовых и правоохранительных учреждений, правовых структур в сфере бизнеса и других подразделениях рыночной экономики.

На сегодняшний день действует "классическая" схема - студент в период практики формально прикрепляется к соответствующему юридическому учреждению, в большинстве случаев в суд общей юрисдикции, где он лишен квалифицированной опеки со стороны опытных юристов- специалистов, или, в лучшем случае, выступает в роли пассивного наблюдателя того, что происходит в гражданском или уголовном процессах (при условии развитости самого студента, понимание им хотя бы на элементарном уровне характера самой процессуальной деятельности).

В худшем случае (и таких случаев множество в каждом юридическом вузе!) студенту-юристу поручают выполнение определенных мелких технических канцелярских функций, например, заполнение формуляров, составление описи документов в деле и т.п., что отнюдь не связано с совершенствованием профессионального мастерства будущего юриста, а, наоборот, является переложением на студента выполнения тех обязанностей, которые должны выполнять некоторые должностные лица судебных органов.

Но давайте задумаемся, соответствует ли такая „классическая” система практической подготовки будущих юристов учебным требованиям, с которыми сегодня столкнулись не только студенты, но и юристы-преподаватели. Речь идет о те глубинные процессы и условия, когда происходит интенсивный (возникают новые отрасли права, связанные с регулированием принципиально новых общественных и, в первую очередь, экономических отношений), и экстенсивный (развивается нормативная база традиционных правовых отраслей-гражданского, уголовного, административного права) бурное развитие правовой системы Украины, насыщения ее общемировыми юридическими ценностями и стандартами. Поэтому возникает вопрос - как „вписаться” в высшем учебном заведения или факультета юридического направления в эти глобальные процессы?

развитие правовой системы Украины, юристы-преподаватели

Уже сегодня является наглядным и неоспоримым тот факт, что организационные формы юридического образования, связанные с обеспечением практической подготовки студентов, является консервативными и не соответствуют новому содержанию программ.

Основная цель практической подготовки будущего юриста - сформировать у процессе обучения не только необходимый теоретический базис, но и развить в нем качества правопользователя, отсюда возникает проблема, что является комплексной по своим содержанием - трансформировать теоретические знания студентов в практическую плоскость с помощью современных методов обучения и новых организационных форм. По поводу этого напомним мнение П.М. Таланчука «наиболее глубокими и долговременными являются знания, добытые самостоятельно.

И лучшего алгоритма воплощения в жизнь этого тезиса, чем организация учебно-воспитательного процесса по схеме «учись, работая», трудно что-то предложить». В частности, проведенные исследования показывают, что далеко не всегда выпускники юридических вузов, которые учились на „отлично”, на практической работе становятся настоящими профессионалами.

Такое обстоятельство лишь подчеркивает, что в рамках консервативной системы организации практики студентов высшее учебное заведение не способное сформировать у выпускникадолжного практического уровня правовой культуры, не вооружив его навыками составления процессуальных документов, анализа действующего законодательства и др. Как можно решить подобные проблемы?

Конечно, это вызывает вопросы множество дискуссий, размышлений и исследований. На Факультете правоведения и международных отношений была сделана попытка совместить теорию и практику через организацию работы СУНПП „Юридическая клиника”. Такая форма работы дала свои положительные результаты. Студенту была предоставлена возможность, не покидая родной Alma Mater, сделать первые шаги на профессиональной ниве. И не только это.

Профессорско-преподавательский состав кафедр специальности "Правоведение" получил наглядный материал для приведения примеров во время подачи лекционного материала, применение данной информации на семинарских занятиях при решении ситуативных упражнений.

В методический арсенал преподавателя попали примеры дел максимально приближенных, а в большинстве своей взятых из реалий жизни, примеры бытовых, семейных, трудовых, жилищных, административных, уголовных и других вопросов.

Дальше алгоритм известен - обсуждение вопроса в группе через организацию разнообразных форм ученого процесса, а именно: деловые игры, логические задачи. Но это не единственное направление решения данной проблемы. Университет заключил соглашения на совместную образовательную деятельность (организация практического обучения) с Государственной судебной в г. Киеве администрацией, Международной федерацией защиты прав водителей, Службой по делам несовершеннолетних Деснянского районного в г. Киеве государственной администрации.

Определен круг учреждений дает возможность внедрить в практику или (и) научиться на практике разнообразным видам деятельности правоприменительного характера. Одним из шагов максимального приближения правовой науки к практической деятельности студента в будущем является внедрение на Факультете правоведения и международных отношений деловых игр, создание на семинарских занятиях проблемных ситуаций, коллективное обсуждение вопросов современного состояния правовой политики нашего государства.

Такие формы работы имеют целью развитие личностных качеств, таких как коммуникабельность, уверенность, умение отстаивать свои взгляды, что крайне необходимо молодому юристу, способствуют подготовке студентов к публичным выступлениям, изучению ораторского искусства, умение обстоятельно изложить свое мнение и объективно самостоятельно анализировать явления и события.

подготовка студентов к публичным выступлениям

Одной из инновационных форм текущего и стогового контроля, самоконтроля на факультете вводится тестовая система проверки знаний студентов, что дает возможность объективно оценивать знания различных отраслей права. Надеемся, что все это даст возможность максимально использовать приобретенные знания, поможет студенту скорее адаптироваться в правовом пространстве, выявит пробелы в теоретическом обучении и, безусловно, будет побуждать студента лучше усваивать знания, самосовершенствоваться и максимально использовать умения и навыки в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!