Государственная политика в сфере высшего образования в Украине
« Назад Способность университета адаптироваться к вызовам и изменений, которые проходят на глобализированных рынках образовательных услуг и реагировать на изменение спроса напрямую зависят от степени предоставленной университета автономии и его роли в национальной инновационной системе, ведь самые конкурентны университеты мира являются учебными заведениями с высоким уровнем автономии. Как известно, Кабинет Министров Украины утвердил Положение о исследовательский университете, в котором предусмотрен ряд прав и преференций в сфере университетской автономии. В частности, университета предоставляется право: проводить фундаментальные и прикладные исследования на собственные средства, но только по новым научным направлениям; вводить в пределах бюджетного финансирования двойные оклады и ставки научно-педагогическим работникам, направлять их за границу на стажировку, обучение и прочее. Вместе с тем этот документ не лишен целого ряда противоречий. С одной стороны, университетским заведениям исследовательского типа предоставляется ряд прав, а с другой - вся деятельность автономного университета должна происходить по согласованию с соответствующими органами государственной власти. Тогда как в зарубежных автономных высших учебных заведениях все, что касается научно-образовательной и финансово-экономической деятельности вуза, регулируется Уставом и внутренними правилами университета. Сейчас по разным оценкам в мире насчитывается 2,5-3,1млн. иностранных студентов, из которых 21-28% учатся в США, 12-14% в Великобритании, 6-12% - Германии, далее следуют Франция, Австралия, Россия, Япония. На Украину приходится около 3% (20-е место в мире), а на страны ЕС - 40% международного рынка образовательных услуг. Вместе с тем, сегодня около 20-35 тыс. Украинских студентов (четвёртое место в Европе) учатся за рубежом, а их численность за последние годы имеет тенденцию к росту, что является характерным признаком реализации стратегии расширения возможностей в процессе интернационализации рынка образовательных услуг Украины. По существующим правилам получения ученой степени за границей не означает его автоматическое признание в Украине, а требует, фактически, проведения повторной защиты диссертационной работы. В Украине за государственные средства за последний год были направлены на учебу за границу около 500 студентов, очень мало по сравнению с ЕС. Вследствие длительного процесса гармонизации законодательства было подписано Повестка дня ассоциации между Украиной и ЕС, который является основным планом по приближению образования и науки нашей страны в европейское пространство высшего образования.
Его последние изменения четко расставили направления и структуру институционального взаимодействия между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и Генеральным директоратом по вопросам образования и культуры Европейской Комиссии. Итак, во-первых, необходимо на общегосударственном уровне определить и включить вопрос адаптации законодательства в сфере образования к законодательству ЕС. Во-вторых, гармонизация сферы высшего образования приобретает особое значение, учитывая членство Украины в ВТО и включение в Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг сектора образовательных услуг. Для успешного выполнения этой миссии университетам необходимо провести тщательный критический аудит своих учебных практик, четко и откровенно определить принципиальные (конструктивные недостатки) и наметить пути и направления трансформирования учебного процесса в соответствии с новыми проблем, обстоятельств и возможностей. Стратегическое направление перестройки традиционной университетской парадигмы - это отработка преподавательских моделей, обучают студентов самостоятельно приобретать необходимые знания, развивают их выше креативные качества и способности. Понятно, что это требует пристального внимания социологов и поиска соответствующих методик исследования этих сложных процессов. Важным вызовом для университетов, учебный процесс которых традиционно был ориентирован на локальные и национальные проблемы, становится необходимость учитывать особенности и тенденции глобального пространства будущей профессиональной и социальной активности выпускников. Интернационализация студенческой аудитории и преподавательского состава требует решения ряда проблем, которые не могут не интересовать социологию высшего образования. Итак, прежде всего это особенно касается вопросов защиты национальных интересов, контроля и регулирования современных международных методов торговли образовательными услугами, в частности: транскорд предложения, получение образовательной услуги за рубежом; коммерческой составляющей. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |