Распечатать страницу

Инвестиционный подход к финансированию образования в Украине

« Назад

Мониторинг деятельности благотворительных фондов выявил низкий уровень процедуры обнародования финансовых отчетов; необходимость создания группы менеджеров-консультантов для руководителей образовательных учреждений; отсутствие отбора и привлечения старшеклассников к реализации экономических мини-проектов в своих школах; необходимость совершенствования формы отчетности в работе благотворительных структур, бюллетени, Интернет; использование собственно символики организации; организация встреч, пресс-конференций, "круглых столов" с учениками, учителями и руководителями благотворительных структур; популяризация ученического самоуправления через финансирование внутренне школьных проектов; разнообразия видов ассигнований; привлечение средств от спонсорских взносов, региональных, всеукраинских и международных программах.

финансирование, образование в Украине

Уровень развития образовательной системы страны является одним из ключевых индикаторов, по которым определяется индекс глобальной конкурентоспособности, а финансовые вложения в образование являются важнейшими инвестициями в человеческий капитал.

К основным причинам обострения конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг в Украине следует отнести: рост количества и рыночной доли негосударственных образовательных учреждений, которые отличаются большей мобильностью, развитой материально-технической базой, гибкостью ценовой политики; вхождения Украины в Европейское образовательное и научное пространство и, как следствие, конкуренция с зарубежными вузами.

Исследуя проблему конкурентоспособности вузов, ученые отмечают, что ситуация на отечественном рынке образовательных услуг с каждым годом становится все более напряженной, а система управления высшими учебными заведениями, учитывая ее консервативность и зависимость от бюджетного финансирования, наиболее уязвимым звеном в практике управления конкурентоспособностью. Это обусловливает необходимость существенного роста объема финансирования образования как одного из ключевых факторов обеспечения экономического роста государства.

подход к финансированию образования в Украине

Качество и конкурентоспособность образовательных услуг, обеспечение эффективности реформ в высшей школе требует достаточности объемов финансирования, а также зависит от оптимальности состава и структуры источников финансирования, форм и методов, которые при этом используются.

Однако, доминирующим источником сегодня остаются средства государственного и местных бюджетов, поскольку именно государству принадлежит приоритет в формировании, реализации и модернизации образовательной политики в соответствии с требованиями современности.

образовательные услуги

К факторам, которые определяют особенности финансирования национальных вузов, следует отнести:

- организационно-правовая форма управления и форма собственности,

- уровень ВВП,

- размеры доходов,

- налоговое законодательство,

- способ формирования государственного бюджета,

- объемы государственного заказа на подготовку специалистов,

- тип и уровень аккредитации вузов спрос на образовательные услуги,

- объемы приема студентов-контрактников,

- спонсорской помощи,

- уровень конкурентоспособности.

Кроме того, необходимость сохранения и развития материальной и учебно-методической базы обуславливает зависимость учебных заведений от средств, поступающих в качестве платы за обучение студентов-контрактников, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и, как следствие, конкурентоспособности вузов.

инвестиционный подход к финансированию образования в Украине

Итак, другим важным индикатором развития образовательной системы и обеспечение ее конкурентоспособности является динамика показателя инвестиций в образовательную сферу. Как свидетельствуют статистические данные доля инвестиций в образование стабильно держится на уровне 1% от общего их объема, что, учитывая общее состояние образовательной сферы в Украине, нельзя считать достаточным показателем.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!