Профессиональная подготовка социальных работников в вузах мира и Украины
« Назад Социальная работа - это уникальная профессия системы «человек-человек», которая требует от специалиста владения основательными знаниями. Специалисту по социальной работе необходимы знания и умения не только по предоставляемым услугам но по психологии человека. Социальный работник должен понимать не только признаки, но и причины возникновения проблемы и уметь найти пути ее преодоления. Важное значение в развитии таких умений и навыков играет правильно организованная и скоординированная профессиональная подготовка. Теория процесса практического обучения социальной работе в США характеризуется тремя подходами по его организации, а именно: наставническим; академическим; сочетающим. На сегодня в США наблюдается усиление роли государства в социальной сфере, что связано как с характером, так и с масштабностью социальных проблем, с которыми столкнулось американское общество. Вполне вероятно появление новых форм и сфер практической деятельности социальных работников, безусловно будет развивать сферу профессиональной подготовки специалистов этой отрасли. Однако существуют значительные недостатки действующей в стране системы высшего образования по направлению "социальная работа": Недостаточность ориентиров на прикладной характер будущей профессиональной деятельности, - теоретический характер процесса обучения, - недостатки имеющихся ОПП и ОКХ, - отсутствие качества проведения практических занятий; - отсутствие четких ориентиров на дальнейшее трудоустройство выпускников.
В рамках подготовки будущих социальных работников используются такие подходы, а именно: 1) обучение непосредственно на рабочем месте; 2) использование видео- и аудиоматериалов; 3) активное обучение; 4) рефлективное обучения и рефлективная практика; 5) внедрение case-study; 6) качество обучения; 7) профессионально подготовленные преподаватели; 8) практика социальной работы; 9) взаимодействие теоретиков и практиков. Так, "поведение человека в социальном окружении" предусматривает формирование осведомленности по вопросу места личности в микро-, мезо- и макроуровне общественных отношений, мотивов поведения людей; специфики этнических, культурных, расовых, религиозных, половых различий и взаимоотношений между людьми. Программа спецкурса предусматривает изучение действующей системы социальных служб, стратегий социальной и административной политики. Конечным результатом должно быть умение молодого специалиста выступать посредником-медиатором, социальным адвокатом, уметь лоббировать и отстаивать интересы клиента в контексте действующей модели социальной политики. Таким образом, анализ опыта США как страны давней традиции социальной работы и эффективной моделью подготовки социальных работников позволяет выделить и предложить к внедрению отдельные его идеи и составляющие.
В Украине же система подготовки социальных работников не имеет такого уровня как в США. Количество мест для работы социальных работников растет с каждым днем, но качество подготовки в вузах таких работников остается неизменным С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |