Первые математические кружки Украины
« Назад Каждый учитель стремится, заинтересовать учеников предметом, который он преподает, ведь это является залогом успешного обучения. «Заинтересовать ум ребенка - вот что является одним из основных положений нашей доктрины, и мы ничем не пренебрегаем, чтобы привить ученику вкус, мы сказали, бы даже страсть к учебе», - писал выдающийся украинский, математик М.В. Остроградский. Одним из способов заинтересовать учащихся математикой есть хорошо продуманная внеклассная работа. Она является одной из форм организации познавательной деятельности учеников разного возраста, но вместе с тем требует конкретных знаний, эрудированности, широкой осведомленности математических дисциплин. Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с математики. Занятия в них дополняют работу на уроках и дают возможность удовлетворить интересы и желания учащихся, выходящих за пределы учебной программы. Тематика занятий кружка должна соответствовать тем знаниям, которые приобретают учащиеся в процессе обучения, и поэтому она связана с программным материалом. В процессе кружковой работы учащиеся учатся решать математические проблемы, работать с математической литературой и т.д. Как правило, занятия кружка проводятся два раза в месяц. Инициатором и организатором кружковой работы по математике должен быть учитель. Он составляет план работы кружка и координирует его деятельность, учитывая интересы и возрастные особенности учащихся. Планируя работу кружков, следует предусмотреть расширение практических навыков и умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения на уроке. Для этого на занятиях ученикам можно предлагать практические работы с программных тем геометрии и алгебры, знакомить с работой микрокалькуляторов и компьютеров и т.д. Учитель также должен привлекать учащихся к самостоятельному творческому труду. На заседаниях математических кружков можно также готовить учащихся к участия в математических олимпиадах разных уровней (школьных, районных, городских, областных и республиканских). Следует заметить, что эффективность работы кружка повышается, если основной его состав будет постоянным. Организовав математический кружок, следует особое внимание уделять тем формам кружковых занятий, дают возможность большинству учащихся выявить свою инициативность и рассчитаны на активную работу всех членов кружка. Иногда можно услышать, что математика сложная, сухая и неинтересная наука. Людей, которые любят математику, это поражает и обижает. Математика строгая, но красивая. А по-задача учителя в том, чтобы раскрывать перед учениками ее эмоциональную сторону, отзывчивую и красивую. Как лучше этого добиться? Как заинтересовать детей математикой? Как привлечь их внимание к этому предмету? Для пробуждения у учащихся интереса к математике очень важна внеклассная работа и особенно кружковая. Основной задачей кружка считается именно пробуждение интереса к своему предмету. К работе в кружке привлекаются в первую очередь творческие дети, которые не очень дружат с математикой, потому что не видят в ней возможностей для реализации своих творческих сил. На кружковых занятиях предлагаются учащимся такие задания, выполнение которых требует творческих подходов. Учащиеся привлекаются к участию в исследовательских и творческих проектах, которые часто требуют художественных, конструкторских навыков, умений пользоваться компьютерными программами. В предметах и явлениях окружающего мира существует много свойств, связей и отношений, связанных с математикой. Нужно искать математику везде, осмысливать ее роль в жизни человека. Поэтому много проектов, в которых работают воспитанники, носят интегрированный с другими предметами (биологией, художественным искусством, архитектурой, историей) характер. На занятиях кружка «Занимательная математика» учащиеся могут реализовывать свои творческие умения в разнообразных творческих работах (рисунках, аппликациях, поделках из природных материалов, вышивках, компьютерных работах и т.п.). Важно научить учащихся не только видеть математику вокруг себя, но и использовать математические знания во всех сферах жизни. Поэтому важным направлением работы кружка является знакомство с прикладной математикой. Нужно предложить детям не только решать задачи из различных областей знаний (экологические, биологические, исторические), но и учить самим составлять задачи на примерах из окружающей среды. Составление задачи часто требует размышлений, которые во время решения готовых задач не нужны. Поэтому этот вид деятельности способствует развитию не только математического, но и творческого мышления учащихся. Особенно кружковцы любят составлять задачи с использованием сказочных и мультипликационных сюжетов, что требует особого внимания и творческого воображения. Дети с большим удовольствием работают в кружке «Занимательная математика», потому что находят для себя занятие для души и ума. А самое главное - они учатся понимать математику как живую науку, способную вдохновлять на творчество и дарить радость. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |