Распечатать страницу

От братских школ в университеты

« Назад

Украинские братства стали проявлением самоуправления городских общин, которые поставили своей целью борьбу против дискриминационного вмешательства польских властей во внутреннюю жизнь украинского общества. Первым в Украине возникло братство в Львове (1586), при нем же появилось учебное заведение, которое сочетало школы нескольких уровней, и в том числе высшей. Как свидетельствует исторический источник, братья-основатели училища уже стремились к определенному уровню правомочия и независимости от городской власти, заручившись поддержкой константинопольского патриарха.

острог, острожская академия

Исследователи истории украинских братств утверждают, что Львовская братская школа опиралась на демократические принципы организации учебного процесса: во-первых, она предназначалась для детей всех слоев общества, во-вторых, плата за обучение бралась в зависимости от уровня материального достатка семьи.

По образцу Львова братства и школы при них вскоре появились в других украинских городах - Луцке, Киеве, Галиче, Рогатине, Перемышле, Холме и тому подобное. Что интересно, именно Львовская школа стала образцом для последующих школ и обеспечивала их образцом устава, учебными пособиями, а иногда и учителями. В частности, культурным центром Волыни вскоре стала Луцкая греко-латино-словенская школа высшего типа.

Киевская братская школа, основанная в 1615 году, продолжила демократические и гуманистические традиции Львовской, допустив к обучению детей практически всех общественных слоев.

Заимствованным из западноевропейских университетов элементам образования (диспуты, декламации и т.д.) киевское учебное заведение предоставило национальный характер, таким образом готовя национально сознательное поколение. Учебный процесс в школе проходил по четырем направлениям: философии, грамматики, риторики и языков (греческого, латинского, славянской, польской и украинской), причем по программам западноевропейских университетов.

академии, братские школы, украинские братства

В 1632 году произошло объединение Киевской братской школы с Лаврской школой, основанной накануне митрополитом Петром Могилой, в коллегию. Заботясь о своем детище, митрополит добивался для нее статуса академии, поскольку, с одной стороны, 12-летний курс обучения с детальным изучением богословия характерно коллегию из других учебных заведений, а во-вторых высокий статус значительно расширил бы его права (на самоуправление и основания других заведений). Появилось мнение многих исследователей, что Киево-Могилянская коллегия получила статус академии 26 сентября 1701, но последние исследования свидетельствуют о получения коллегией академического статуса уже в 1670 году.

По форме организации академия представляла собой демократическое заведение, поскольку зачисляли на обучение в течение всего года без возрастных или сословных ограничений. Педагогическая мысль заведения связана с такими выдающимися именами, как Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Рафаил Заборовский, Георгий Канский и тому подобное.

Образование в академии приобретало ежегодно от 500 до 2000 студентов из Украины, России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Черногории, Болгарии, Греции. Выпускники академии, воспитанные на уважении к педагогам и учебного заведения, овладев в совершенстве латынь и имея опыт постоянного участия в диспутах, имели открытый путь для продолжения обучения в европейских университетах. С 40-х годов XVII века в академии учились и иностранцы, что свидетельствовало о ее международном признании.

О равном доступе к обучению в университете не могло быть и речи - только дети польской шляхты имели право на получение высшего образования. Результатом успешного обучения становилось получение научной степени лиценциата, бакалавра, магистра или доктора наук. Научная революция XVII века прогрессивно отразилась на деятельности учебного заведения, в результате чего в нем появились кафедра математики, физико-математический кабинет, астрономическая обсерватория; в перечень учебных дисциплин были введены история, география, польский, французский и немецкий языки. Не только учебная и научная деятельность оживились в университете, но и улучшились его связи с другими украинскими и зарубежными учебными заведениями: Киево-Могилянской академией, коллегиумами Чернигова, Харькова, Переяслава, Парижским, Римским, Пражским университетами.

университеты, образование в академии

После раздела Речи Посполитой западноукраинские земли оказались под австрийской властью и понесли новые преобразования. Дипломом Иосифа II от 1784 в состав Львовского университета, кроме философского, юридического, медицинского и теологического факультетов, было введено гимназию как подготовительный этап для абитуриентов и место педагогической практики студентов.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!