Особенности становления личности студента как будущего специалиста
« Назад Процесс учения по своей сущности является движением студента путем познания от незнания к знанию, от неполного к более полному, более широкого и точного знания. За период обучения формируются познавательные, практические умения и навыки, формируется развитие и воспитание студентов. Следовательно, становление высококвалифицированого специалиста в процессе обучения – это становление личности студента средствами обучения с целью формирования познавательных, практических умений и навыков в определенной области науки или искусства, необходимых для установления общественных связей и отношений с окружающею средой. Процесс становления личности будущего специалиста приходится на возрастной период ранней юности. Именно в этом возрастном периоде начинается осознание и переживания человеком жизненной перспективы, что влияет на построение личностью жизненного пути, развертывания процесса жизнетворения, выступает показателем зрелости личности, поэтому юношеский возраст заслуживает более пристальное внимание, по сравнению с другими возрастными этапами развития человека. Смысл жизни педагога заключается в том, что если воспитанник, заканчивая учебное заведение, будет помнить хотя бы маленькую долю того, о чем вы ему говорили, будет помнить как вас зовут - значит вы прожили не зря. Народная пословица гласит: "Хочешь знать истину - будь с народом. Хочешь знать о преподавателе - с его студентами". Немецкий педагог-демократ Адольф Дистерверг (1790-1863) отмечал: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Преподаватель-педагог должен быть влюбленным в свой предмет, любить детей, быть интеллигентным, интеллектуальным человеком, развитым, способным, гуманным, трудолюбивым, физически здоров, без вредных привычек, с высокой моралью и т.д. От педагога-воспитателя требуется очень много. Такого педагога надо готовить, формировать, хранить. Оптимальными являются педагогически целесообразные взаимоотношения преподавателей и студентов, которые способствуют самоутверждению личности и развитию студента как будущего учителя; создают атмосферу психологической защищенности, снижение внутреннего эмоционального напряжения; формируют позитивное взаимное оценочное отношение друг к другу; предполагают взаимообмен отдельными ролевыми функциями в дидактическом взаимодействии; обеспечивают активное участие и сотворчество в совместной учебно-профессиональной и научно-поисковой деятельности т.д. Развивая самостоятельность у студентов, преподаватель создает систему учебных задач, воспитывает ответственность личности. Одним из основных задач современного преподавателя остается руководство учебным процессом, не ограничивая свободы студентов и уважая личное достоинство, стимулируя развитие учебного интереса и формирования индивидуальности. Удовлетворяя требования времени, вводятся новые системы оценивания учебных достижений студентов и системы кредитов. Пропагандируются идеи демократизации, европейского сообщества, обучение в течение всей жизни, мобильности студентов и преподавателей, компетентностного подхода. Считают, что отмена экзаменов, вызванная спецификой новейшей системы (Кредитно-модульной), должна повысить мотивацию студентов к систематичной работе на практических занятиях, при этом оценка их деятельности возлагается на преподавателя. Кредитно-модульная система обучения способствует более высокому уровню систематизации в усвоении учебного материала, мотивации и ответственности студентов за результаты учебной деятельности. Важным в современном педагогическом процессе в условиях КМСОУП является то, что на отличие от традиционной организации учебного процесса, в котором центральной фигурой является преподаватель, акценты постепенно переносятся на деятельность студента. Это, в свою очередь, побуждает студентов более самостоятельно контролировать результаты своей работы, хотя функция оценивания знаний остается за преподавателем. Такой подход позволяет развивать креативные способности и способствует здоровой конкуренции. Мобилизация творческого потенциала студента, формирование исследовательских навыков. С. Забара считает преимуществами, которые являются следствием внедрение базовой формы обучения с применением модульно-рейтинговой технологии. Это способствует увеличению доли научно-исследовательской, творческой деятельности студентов. Кроме того, внедрение КМСОНП предоставляет возможность использования более широкой шкалы оценки знаний, повышает объективность оценивания знаний студентов. По нашему мнению, внесение изменений в действующие нормативные документы относительно оценивания учебных достижений студентов по шкале ECTS ускорит и облегчит процесс внедрения инновационной системы обучения. Изучение существующего состояния внедрения КМСОУП свидетельствует о том, что она теперь реализуется в полной мере, поскольку существуют, кроме указанных, и другие взаимосвязанные проблемы, которые касаются студента, а именно: - отсутствие психологической подготовки студента к обучению по кредитно-модульной системе; - необходимость адаптации к новым условиям и требованиям учебного процесса. Одновременно отмечаем, что учитывая все преимущества новой модели учебного процесса, не стоит отстраняться от достижений традиционной системы образования. Считаем, что в подготовке будущих специалистов по требованиям Болонской конвенции на основе кредитно-модульного обучения высшие учебные заведения должны учесть и оставить один из важных компонентов традиционной системы обучения, а именно: предоставление выпускникам знаний по истории, философии, культурологии (изучение общественно-гуманитарных дисциплин). Это обеспечивает, прежде всего, получение знаний, необходимых для профессиональной деятельности, и в то же время способствует развитию высокого уровня культуры личности (Европейская система образования предусматривает для бакалавра большинство практических ориентированных курсов, а дисциплины фундаментального направления изучаются в магистратуре). С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |