Особенности подтипов отличников в учебе
« Назад В социопсихологии очень часто находим типологию личности - разделение людей на группы за несколькими важными качествами. Выделяют такие принципы к классификации: за одной основой, за несколькими качествами, за соотношением качеств, за «прототипом». Социально-психологический портрет сегодняшнего студента становится, в первую очередь, статусом учащихся в период формирования рыночной экономики, трансформации всех сфер общественной жизни в Украине. Несмотря на все проблемы, на протяжении последних лет вузы в Украине, в отличие от других форм образования, не только не уменьшила своих объемов, а наоборот, увеличила. Проходит постепенное высшее образование (младший специалист, бакалавр, специалист и магистр). Какие же специфичные качества в поведении и работе сегодняшних студентов? Этап выбора квалификации, обучения в ВУЗе для многих студентов стал более рациональным, целеустремленным, ответствует тем социально-экономическим и политическим реалиям, ценностным изменениям, которые есть в украинского народа. Важность высшего образования как самостоятельного социального явления, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отошла на другой план. Ежеминутно происходят некоторые изменения в системе ценностей молодежи относительно работы и профессии. Для молодого поколения важными становятся такие признаки: высокая оплата труда, занимательная работа, возможность достичь профессионального мастерства, а также высовывать инициативу. Более прагматичный подход молодых людей оказывается также во взглядах на некоторые вопросы профессиональной деятельности. На первый план выходят удобное время работы, продолжительный отдых, соответствие содержания деятельности своим способностям и т.д. Хотя высшее образование и не рассматривается единой предпосылкой достижения всего этого, однако и не отрицается ее значение и место в профессиональной карьере. Согласно уровню профессиональной направленности Г.И. Дьяченко, Л.А. Кандибович выделяют такую типологию студентов: Первый тип - студенты с положительной профессиональной направленностью, которая существует в течение всего периода обучения. Она обозначена четким воображением о будущей профессии. Ориентация в профессиональной сфере связана с привлекательностью содержания образования, его соответствием собственным возможностям, высокой социальной ценностью. Эти студенты имеют высокий уровень активности. Второй тип - студенты, которые еще точно не определились в своем отношении к профессии. В большинстве выбор профессии не имеет ярко определенной профессиональной мотивации, информации о профессии. Основная ориентация в профессиональной сфере связана с социальными возможностями, предоставляемыми профессией, с большим применением специальности и перспективой успешной профессиональной карьеры. Для большинства студентов этой группы приемлемым является компромисс между отрицательным (или индифферентным) отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗЕ. За это их активность определяется непостоянством, чередованием спадов и подъемов. Третий тип - студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация выбора обозначается преимущественно общепризнанными в обществе ценностями высшего образования. Уровень их представлений о профессии низкий. В профессиональной сфере притягует материальное вознаграждение, социальные возможности, предоставляемые профессией (возможность работать в городе, продолжительный отпуск и т.д.). Показатели активности низкие и очень обманчивые. В психологической литературе есть также и другая типология студентов. Так, например, В.Т. Лисовский выделяет следующие типы студентов: «Гармоничный», «Профессионал», «Академик», «Организатор общественной работы», «Любитель искусства», а также «Старательный», «Середняк», «Разочарован», «Лентяй», «Творческий», «Богемный». Преподаватели так определяют идеального студента: • умеет учиться; • рассудительный; • самостоятельный (самоконтроль, самоорганизация и т.д.); • творческий (мыслит творчески); • имеет интерес к науке, участвует в научном кружке. А какие типы студентов выделяют сами студенты в своем студенческом пространстве? Вот одна такая типология, которую сделали студенты про себя: 1. Отличники - «зубрилы» - те, кто вечно ходят на занятия и через настойчивый труд (не всегда правильно организованный) добиваются хороших результатов. Они очень дисциплинированные, а поэтому из них часто определяют «старост». 2. Отличники - «умные» - те, кто имеет высокий интеллект, огромный школьный материал и своими вопросами могут загнать в угол преподавателей. Кое-кто из них думает: «Зачем ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные». В целом учатся по принципу «всего понемногу». 3. Студенты - «труженики» - те, кто все время трудится в учебе, но глядя на их умственные способности их успехам не позавидуешь. 4. «Случайные» - это разнообразный контингент: девушки, которые хотят стать дипломированными женами; юноши, что «косят от армии»; хулиганы, которых родители «всунули» в университет, чтобы они хоть чем-то занялись. Они после окончания ВУЗОВ в большинстве работают не по образованию и т. п. 5. Студент - «трутень» - тот, кто пользуется трудами других, чужими знаниями, материалом (конспекты, контрольные работы и др.) как своими; никому не помогает, но сам вечно просит помощи; в основном нагло «использует» других. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |