Особенности педагогического общения в вузе
« Назад Работа кадрового состава высшего учебного заведения имеет определенную специфику. Большинству людей, которые работают в системе высшего образования, характерно глубокое знание одной области, предмета своей профессиональной специализации, они достигают значительных высот в этой узкой области и не имеют возможности уделять много внимания таким областям знаний, как психология и педагогика. Сложность их профессиональной работы связана с тем, что знания в этой отрасли есть для них не основными, а второй побочной специальностью, в овладении которой они во многом находятся лишь на начальном этапе и вообще овладевают этой специальностью практически самостоятельно, и не благодаря прочным и многочисленным теоретическим знанием в этой области, а только благодаря практическому опыту. Стиль профессионального взаимодействия преподавателей высших учебных заведений влияет на достижение целей выполнения многих задач, стоящих перед нынешней системой образования вообще, и на уровень профессионального становления самих преподавателей. Поэтому так важно сформировать у молодых преподавателей и аспирантов позитивный индивидуальный стиль общение. В процессе изучения проблемы "педагогического стиля общения" или "профессионального стиля общения преподавателей" стоит определить две важные категории: общение и стиль. Работы большинства исследователей, рассматривавших понятие "общение", велись в двух направлениях. В первом из них категория "общение" выводилась из понятия деятельности или рассматривалась как своеобразный вид деятельности. Этот подход условно называют деятельностным. Представители второго направления исследовали проблему общения на основе психологии взаимоотношений и подчеркивали важность взаимной направленности действий партнеров и их активности. Это предопределяет равноправные отношения, в которых каждый участник выступает в роли субъекта взаимодействия. Профессия преподавателя относится к типу «человек-человек», в которых общение выступает главным средством и условием успешной реализации. В Частности, В. А. Кан-Калик в связи с деятельностью педагога отмечает: «считается, что достаточно знать науку, материал, методы обучения, овладеть ими для того, чтобы деятельность стала эффективной. Но во время обучения коммуникативная подсистема (общение) выступает не просто как всечеловеческая категория, а несет профессионально-значимые нагрузки». Следовательно, одной из главных актуальных проблем современности является обеспечение высокой эффективности педагогического общения. В решении этой проблемы нужно сосредоточить внимание на несколько аспектов. Во-первых, одна из задач состоит в обеспечении доступного преподавания студентам учебного материала, что является залогом высокого уровня усвоения этого материала. Во-вторых, во время общения со студентами должно обеспечиваться эффективное взаимодействие педагога и студентов в учебном процессе с целью активизации последних. В-третьих, преподаватели должны хорошо понимать индивидуальные особенности студентов для использования личностного подхода, установление психологического контакта с аудиторией, выбора наиболее целесообразных педагогических средств и методик. Все это требует высокой коммуникативной компетентности от преподавателя, включающей в частности ораторское искусство, умение слушать, умение устанавливать положительную атмосферу во время общения, умение структурировано, логично подавать учебный материал и др. Особой сложностью отличается общения преподавателя и студентов в процессе лекции, поскольку по своей сути - это публичное выступление перед большой аудиторией слушателей. Поэтому от преподавателя требуется такое мастерство, и профессиональное, и коммуникативное, которое бы позволило задействовать каждого студента аудитории в активную работу над учебным материалом. Проблема коммуникативной компетентности педагогов активно исследуется целым рядом учеными (А.А. Абдулина, В.М. Гринева, В.А. Кан-Калик, В.А. Кудин, И.О. Кулько, О.Г. Романовский, А.С. Пономарев, Т.Д. Цехмистровой и др.) В то же время недостаточно исследуемыми есть и остается вопрос развития перцептивних умений преподавателя, как составляющей его коммуникативной компетентности. В частности проблема ошибок понимания преподавателем личности студента, возникающие в педагогическом общении. В то же время знание этих ошибок позволяет преподавателю быть менее предвзятым в отношении студентов, более эффективным в педагогическом взаимодействии и более обоснованно использовать индивидуальный подход. Индивидуальный подход предусматривает изучение и понимание индивидуальных особенностей студента и использования в соответствии с ним наиболее целесообразных приемов, способов, методов учебно-воспитательной работы. Однако, как отмечает С.У. Гончаренко, индивидуальный подход может использоваться не только воспитательными системами гуманистической ориентации, но и «системами авторитарного типа, которые стремятся всех детей сделать одинаковыми. В связи с этим в современной педагогической науке возникла необходимость введения нового понятия – личностного подхода, который имеет много общего с индивидуальным подходом, однако в отличие от него главную цель видит в развитии личности, а не ее угнетении». Таким образом, личностный подход утверждает, что личность студента является основной ценностью учебного процесса и понимания этой личности является важной задачей педагога. Итак, рассмотрим ошибки понимания, к которым бывают подвержены преподаватели особо часто при общении со студентами. Эффект снисходительности может проявиться в том, что преподаватель завышает оценки студентам. Оценивает в большей степени положительно, «прощая» недостатки в ответах. Эффект ореола может проявляться, например, в том, что в оценивании учебных успехов студента значительную роль будут играть общее впечатление о студенте, его оценка как личности в целом. Например, «слабый» или «приятный», «вежливый» студент. Предвзятость преподавателя к студентам, которых он оценивает в целом положительно или отрицательно, может значительно повредить педагогическому процессу. Кроме того, появление в преподавателя «любимчиков» или наоборот «тех, кого преподаватель не любит» довольно быстро понимается всей группой именно из-за снисходительность к одним и чрезмерную придирчивость к другим. Такие явления всегда негативно отражаются на общей атмосфере в студенческом коллективе и есть конечно недопустимыми. Распространенным является также возникновение на основе собственного опыта стереотипов в работоспособности, например, «успешного» и «неуспешного» студента или «ответственного», «активного», «старательного». Появление стереотипов является естественным явлением, что помогает в познании личностных качеств студента, особенно в условиях, когда информации для глубококого познания недостаточно. В то же время А.А. Реан отмечает, что стереотипы будут отыгрывать негативную роль только если педагог жестко следует их. Но если педагог осознает действие стереотипов и использует их только как приблизительную гипотетическую характеристику личности, если он в дальнейшем меняет эту характеристику согласно целенаправленного понимания индивидуальности того, кого учит, тогда стереотипы являются только отражением опыта такого преподавателя и играют положительную роль. Распространенной ошибкой понимания во взаимодействии преподавателя и студента может быть и проекция, когда преподаватель переносит на студента свои качества характера, мотивы, интересы, ценности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |