Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Особенности партнерских отношений студента и преподавателя

Особенности партнерских отношений студента и преподавателя

« Назад

Каждый преподаватель стремится привлечь студента к активной деятельности. Понимание того, каким методом надо решать эту педагогическую “сверхзадачу”, в разных преподавателей, естественно, неодинаково. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его студенты, с одной стороны, усвоили чем больше необходимой информации, а с другой, поглубже ее усвоили.

партнеры, преподаватель стремится привлечь студента

Сегодня большинство преподавателей перед дилеммой: за сегодняшнего объема теоретических знаний все-таки оказывать предпочтение каждодневному общению и систематизации знаний студентов (конечно же, до определенной меры в ущерб фактическим знанием) или наращиванию потенциала фактических знаний (в ущерб их обобщению и структурированию)?

Ограниченность времени не дает возможности сразу достигать того и другого. И хотя это вопрос до сегодня есть противоречивым, все же способ вечного общения и систематизации знаний учащихся в сегодняшнее время признается более эффективным, поскольку в большей мере соответствует психологии того, кто учится. Потому что только тогда формируется интерес к предмету и даже в некоторых фактах, когда студент владеет структурой предмета, четко представляет частичное в загальном.

Среди разнообразия методов и технологий активизации учебного процесса одним из ведущих является метод конкретных ситуаций (МКС). Общепризнанной родиной этого метода являются США (речь идет, в частности, о методе, применяемого в усвоении менеджмента), точнее - Гарвардская школа бизнеса (полное ее название Школа делового администрирования Гарвардского университета, г. Бостон, США).

Метод конкретных педагогических ситуаций (МКПС) получил широкое применение и в Украине, о чем говорит нам опыт отечественных педагогов и исследователей.

студенты, Гарвардская школа бизнеса

Обучение методом дискуссии (ОМД) - методика, главным элементом которой есть групповое обсуждение. Соответственно, метод конкретной ситуации есть одним из разновидностей НМД.

Как видно из практики, главные принципы этого метода следующие:

1. Обсуждение - это форма партнерских отношений. Преподаватель и студенты поровну распределяют власть и ответственность за процесс обучения, а также учатся друг у друга.

2. Группа, в которой происходит обсуждение, постепенно превращается в сообщество, учится, разделяя общие ценности и стремясь к общим целям.

3. Сотрудничая со студентами, преподаватель может помочь им основательнее освоить материал курса.

4. Двойная компетентность - способность управлять и процессом, и содержанием обсуждения одновременно.

Лекционная форма обучения, что подчеркивает власти преподавателя над студентом, представляет собой взаимоотношения по схеме “мастер - подмастерье” и является очень эффективной в том случае, когда главная цель обучения заключается в передаче знаний. И когда целью есть развитие умения мыслить (как, например, в гуманитарном образовании) или приобретение навыков решения проблем (как в профессиональном образовании), а также развитие таких качеств, как интуиция, готовность к сотрудничества и стремление к открытиям, то НМД имеет больше преимуществ по сравнению с традиционным методом. Ради этого преподаватель и студенты должны изменить свои традиционные роли и обязанности.

В процессе дискуссионного обучения вместо иерархии и неравноправия в взаимоотношениях преподавателя и студента налаживаются партнерские отношения - разделение властей, ответственности и задач. В процессе обсуждения студенты, с одной стороны, принимают активное участие в собственном обучении, а с другой, делают собственные открытия, а не пассивно усваивают устные или письменные утверждения преподавателя.

Приказать или заставить человека творчески мыслить невозможно, если она сама этого не хочет. Это - аксиома. Педагоги могут следить за посещаемостью и проводить тестирование, проверяя, насколько хорошо студенты запомнили теорию и факты. Однако невозможно заставить их захотеть учиться - рисковать, экспериментировать, ошибаться и бороться с неопределенностью и неизвестностью. Это возможно только тогда, если между преподавателем и студентами наладились партнерские отношения.

Чтобы общение было неограниченным в социальных сетях, а именно в Контактах и Facebook созданы группы членами которых есть преподаватели и студенты кафедры. Администратор кафедры всегда освещает все новости, которые касаются учебного-воспитательного процесса, здесь можно пообщаться со всеми преподавателями On-line.

партнерские отношения, утверждения преподавателя

Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге играет тоже важную роль. Кураторы групп часто проводят воспитательные часы на  занимательные темы по педагогике, психологии, этики, народоведения. На протяжении года неоднократно, организуются совместно "преподаватель-студент" экскурсии по выдающимся местам нашего региона, а в теплое время года (сентябрь, октябрь, май, июнь) преподавателями кафедры организовываются двух-трех дневные походы в горы, что в свою очередь способствует формированию более партнерских отношений между преподавателями и студентами.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!