Особенности обучения в вузе
« Назад Учебно-воспитательный процесс в высшей школе требует всестороннего психолого-педагогического обеспечения, высокой психологической и педагогической культуры преподавательского состава. На преподавателей психологии возлагаются функции психологов-практиков (такие как изучение психологических особенностей личности студента и группы, помощь студентам в адаптации к обучению, к проживанию в общежитии, решения проблем, возникающих в общении). Особое значение приобретают психологические знания в процессе переориентации обучения с подхода, центрированного на преподавателе (когда он был центральной фигурой учебного процесса: давал задания, определял объем материала и направление учебного процесса, осуществлял контроль за обучением студентов и т.п.), к подходу, центральной фигурой которого становится студент, который учится, актуализируя свой опыт, используя знания коллег, помощь преподавателя, новейшую литературу, постоянно упражняясь практически. В процессе обучения отмечается конечная цель, которая определенным образом устанавливает барьер росту навыков как учеников, так и студентов, у которых возникает убежденность, что они уже достигли мастерства в овладении навыками или понятиями. На самом деле ученик или студент достиг лишь того уровня исполнения или понимание, что был определен преподавателем. Сторонники современного подхода к обучению убеждены в существовании абсолютно истинных понятий или правил (арифметические действия, правописание, правильное произношение и т.д.). Кроме того, по их мнению, необходимо учить студентов правильно, однозначно понимать и оценивать события прошлого, окружения, в котором мы живем. Как отмечает И. В. Пасынковые, одна из противоречий современного подхода к обучению, что препятствует постепенному росту личности, в том, что он блокирует самокритику студентов, которая должна была бы побудить к саморазвитию. Студент должен критически относиться к своим собственным действиям, мыслям, сохраняя при этом уверенность в возможности их безграничного совершенствования. Современная система обучения менее ориентирует студентов на анализ своих знаний с целью саморазвития, а больше стимулирует их аргументировать свои выступления или поступки мыслями выдающихся авторитетов. Любые знания не могут быть безупречными, ведь их накапливают люди путем бесконечного познания Вселенной. Преподаватель, знакомя студентов с современными понятиями и навыками, которые развились в ходе времени, заняв место предыдущих путем проб и ошибок, не должен требовать, чтобы студенты принимали эти знания как свои собственные. Скорее, эти знания передаются как “дидактический материал”, что поможет студентам улучшить свои собственные знания. В основу критического подхода к традиционному процессу обучения положено эволюционную эпистемологию, которая утверждает, что никогда не получаем знания, а скорее создаем его, модифицируя знания, что уже имеем: и мы модифицируем его лишь тогда, когда находим несоответствия в нем, которых раньше не замечали. Отсюда и определяется роль педагога как катализатора развития знаний студентов. Одним из способов, которым преподаватель может выполнить эту функцию, является создание навчаючого окружение, в котором студенты получали бы знания сами, обогащали свой опыт, модифицируя его путем проб и ошибок. Обучающее окружение имеет три аспекта: должен обеспечить студентам выявления уровня своих знаний; быть гибким, чтобы обеспечить свободный обмен мнениями; быть заохочуючим к новым попыткам, если критический обмен мнениями выявил противоречие в знаниях студентов. По мнению В.А. Крутецького, Г.С. Немова, И.В. Пасинковой важнейшим аспектом является свободный обмен мнениями в процессе обучения, поэтому этот путь назван критическим подходом к процессу обучения. Традиционный подход к обучению, напротив, состоит в прямой и некритичной передачи существующих понятий и навыков студентам. Еще одной альтернативой является прогрессивный подход, который начинается с выявления проблемы как основы самостоятельного исследования студента. Этот момент также может быть использован в педагогике, ведь нерешенные проблемы - это отличный способ развития имеющихся знаний. Но прогрессивный педагог имеет целью не отрицание уже существующих понятий, а скорее их использования в водовороте проблем, он сам их и ставит перед студентами. Но, как и в случае традиционного подхода к обучению, знание идет к человеку, который учится, а не продуцируется ней. Педагог поднимает проблемы, которые он считает значимыми, и таким образом опосредует процесс их решения, подталкивает студентов к знаниям, определяя, что для них важно знать, а что - нет. Но аккумуляция знаний только тогда продуктивна, когда она происходит на основе уже полученного опыта. Постановка проблем педагогом все-таки ограничивает получение студентом собственного опыта в процессе проб и ошибок. Обеспечение студентов экспериментом, который подтверждает их знания, лишь усиливает их уверенность, прекращая дальнейший поиск, то есть стимулируя саморазвитие. Обучение в педагогических вузах ориентировано на студента, который сознательно выбрал профессию учителя и организует свою деятельность таким образом, чтобы за период обучения получить необходимые знания, умения, навыки в максимальном объеме. Но мотивация обучения в университете сводится к стремлению получить высшее образование, стремление к самосовершенствованию, в дальнейшем работать по полученной специальности. Этим самым удовлетворить как собственные требования, так и требования родителей, заниматься самообразованием и таким образом добиться успеха в профессиональной деятельности. Многими студентами карьера учителя воспринимается как наиболее неудачный вариант собственного будущего. Изменить ситуацию к лучшему можно, как отмечает М.П. Матвеева, если в процессе обучения учитывать истинные мотивы студентов и, отталкиваясь от них, искать такие новые формы организации учебного процесса, которые, несмотря на непрофессиональную направленность студентов, обеспечили бы достаточный уровень знаний. Для этого необходимо изменить формы обучения таким образом, чтобы студент из пассивного соискателя информации превратился в активного исследователя проблем развития ребенка и его обучения и воспитания. Для этого студент с помощью преподавателя вооружается необходимыми методами исследования, подбирает необходимую литературу и активно ищет пути решения поставленных перед ним задач. При таком подходе основной формой организации обучения становятся не лекции, а лабораторные занятия, на которых студенты занимаются исследовательской работой. Обсуждение, анализ результатов осуществляется на практических занятиях. Лекции в этом случае можно использовать для обобщения и дополнение знаний, полученных студентами в процессе исследовательской работы и изучения соответствующей литературы. Тогда лекции не предшествуют практике, а завершают ее, при этом смещаются акценты в работе студента: исчезает потребность что-то успеть законспектировать все, сказанное преподавателем, появляется желание сопоставить результаты своих исследований с научными фактами, выявить несоответствие между ними и определить ее причины. Поиск и разработка альтернативных способов организации обучения призваны преодолеть имеющиеся в традиционном обучении ограничения развития личности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |