Распечатать страницу

Организация досуга

« Назад

Сфера свободного времени является уникальной и неповторимой отраслью досуговой деятельности, что отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Индивидуальный и коллективный характер общение в процессе деятельности, что определяет необходимость глубоких личностных контактов специалиста и субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста сферы досуга.

 досуг, организация досуга

В мировой педагогической мысли этнографические исследования привлекают внимание педагогов к многочисленных примеров организации досуга молодежи в давние времена. В частности, культура каждого народа в этом аспекте проявляла самобытность и оригинальность. Первобытные люди организовывали совместную деятельность молодежи и взрослого населения в таких видах: поддержание очага, сбор лекарственных растений и ягод, изготовление украшений, одежды, оружия. Включение молодежи в совместную трудовую деятельность было обусловлено естественной потребностью и мало воспитательное значение: в процессе трудовой деятельности молодыми людьми усваивались нормы общественного поведения и правила общения.

Среди первых организованных форм досуга молодежи можно выделить общение со старейшинами родовой общины, ритуальные действа перехода из одной социальной и возрастной категории в другую, участие в магических действах. Характерным в этом аспекте было использование талисманов, оберегов, игрушек. Эти атрибутивные вещи остаются популярными среди молодых к этому времени.

С точки зрения педагогов-этнографов, обрядовые действа и тотемы имели целью передать молодежи традиций и практического опыта. Например, с древних времен сохранилась традиция весенних обрядовых песен, веснянок и гаивок, во время выполнения которых имитировались свадебные мотивы, проигрывались элементы ухаживания, заигрывания и выбора супружеской пары. В гаивках преобладают земледельческие мотивы. Ухаживание, сватовство, призывы жениться, противопоставление милого нелюбимому или молодого старом, «перепевки пар» формировали главный песенный мотив купальских и других ритуальных действ. Выработаны приемы передачи социокультурного опыта в ритуальных и магических действах остаются весомым пластом в становлении теории организации досуга молодежи.

организации досуга молодежи, идеи организации досуга молодежи

Как известно, в давние времена молодым предоставлялось много свободы и самостоятельности. Игры и ритуальные действа имели целью сформировать у них необходимые нормы и правила социального поведения, подготовить к сознательному выбору профессии, усвоить навыки, необходимые для будничного труда. Этому способствовали ритуальные действа, участие в праздниках, включение в эмоциональную атмосферу родовых обычаев, образа жизни, пропаганда идеалов и ценностей. Применяли и ритуальные табу, запугивания, одобрение, опирались на религиозно-мифические представления о создании мира и окружающей среды.

Культурное развитие Древней Греции и Крита способствовал развитию идеи организации досуга молодежи. Примеры воспитательного значения организации досуга упоминаются в произведениях Гомера. Идеалом воспитанного молодого человека Гомер предлагал человека «способного мыслить, мудрый», «славного в потомках», «поступающего по обычаю», «достигнувшего славы, превосходившего родителей». Среди молодых людей бытовало правило: стать лучшим среди сверстников.

Ярким примером организации целенаправленного досуга молодежи служит  дидактическая поэзия «Труды и дни» Гесиода.

организации молодежного досуга, воспитание юношей и благородных семей

В период расцвета Эллады в Спарте и Афинах сложились две различные системы воспитания и соответственно им - различные примеры организации молодежного досуга.  Аристотель отмечал, что преимуществом спартанского воспитание является то, что молодежь уверенно чувствует себя в военных действах, однако недостатком является то, что досугом своим спартанцы не могли пользоваться, поскольку имели ограниченное мировоззрение. Плутарх в «Изречениях спартанцев» отмечал, что организация досуга молодежи должна опираться на будущую профессию и осмысление правила о том, что «выработки хороших качеств означает больше, чем природа», поэтому молодым людям важно учиться доблести постоянно.

В Афинах воспитание юношей и благородных семей происходило в известных гимназиях - Академии, Ликеи, Киносаргу. Известные ораторы и поэты вели поучительные беседы. Само слово «схола» (ныне - школа) означало досуг, отдых от труда, организованный умными людьми так, чтобы способствовать физическом и духовном развитии молодого человека.

Ярким примером организации молодежного досуга является работа Пифагорейского братства. День начинался с медитативной прогулки в священную дубраву, целью которой было настройки на обучение, положительное мышления. Затем молодежь собирали в храме, где происходило обучение и исправление морали. Впоследствии - гимнастические упражнения, завтрак и прогулка с друзьями, во время которой повторяли усвоенное.

После обеда молодые люди проводили время за совместным чтением. Читал самый молодой, комментировал самый старший. В конце дня учитель произносил свои наставления, все расходились молча. Много внимания пифагорейцы уделяли развитию памяти, самостоятельному преодолению трудностей познания.

Известный мыслитель Гераклит считал, что свободное время служит для совершенствование ощущений и разума. Потому лучшим способом досуга предлагал самообразование и самовоспитание.

Демокрит предлагал организовывать досуг совместно со взрослыми, старыми и молодежи для вправления последних в правильном поведении. Общеизвестные примеры сократических бесед, целью которых было создание условий для проявления индивидуальности и познания истины самостоятельно.

значение организованного воспитания и досуга молодежи

О государственном значение организованного воспитания и досуга молодежи впервые подчеркнул Ксенофонт.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!