Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Образование в Украине \ Образование в Украине \ Исследование зарубежного и отечественного опыта стандартов качества образования

Исследование зарубежного и отечественного опыта стандартов качества образования

« Назад

Украина активно поддерживает политику интеграции в международные и европейские структуры, поэтому в 1993 г. стали членом Международной организации ИСО. С целью усовершенствования национальной системы стандартизации, приказом Госпотреб стандарта Украины в 2008 году создан Технический комитет стандартизации.

исследование зарубежного и отечественного опыта стандартов качества образования

Американский стандарт более обоснованно раскрывает управления системами и процессами; общие требования к документации; использование принципов менеджмента качества; тогда как украинский включает лишь общие установки и требования к ведению документации. Американский стандарт, по сравнению с украинским, доступнее трактует основные требования к мониторингу делопроизводства и документации, акцентирует внимание на принципах менеджмента качества в этой сфере. Их важными особенностями являются ориентирование на потребителя и заинтересованные стороны, привлечение к принятию решений, кроме руководителей, администрации, всех участников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях.

В украинском стандарте меньше внимания уделяется роли всех участников учебно-воспитательного процесса, а именно: администраторов, преподавателей, руководителей среднего звена в обеспечении качества управления и управления качеством при предоставлении образовательных услуг. О политике в области качества, то она похожа в обоих стандартах и раскрыта через требования, ожидаемые результаты ее улучшения, определение ответственных лиц.

Однако американский документ предусматривает необходимость согласования политики в области качества с будущими приоритетами перспективного развития организации, и при этом высшим руководством учитывается коллегиальность управленческой стратегии по принятию решений. В украинском же стандарте поддержку политики в области качества должна обеспечивать высокое полномочное лицо.

Американский стандарт акцентирует внимание на целях в области качества, которые, кроме того, что должны быть неотъемлемой частью задач учебного заведения, должны получать поддержку и содержать индикаторы их действенности.

Украинский стандарт обращает внимание на необходимость установления соответствия целей в области качества требованиям аккредитации, однако должны отметить, что они являются необходимым минимумом для каждого учреждения в государстве и не выражают стратегических преимуществ учебных заведений по самосовершенствованию и дальнейшего развития.

Кроме этих пунктов, в украинском стандарте представлена информация о характере, объем, доступность широкой общественности и требования к содержанию и оформлению документации. Также более основательно раскрыто ответственность и полномочия представителей всех уровней организации, преподавателей, обслуживающего персонала, администраторов, а не только высшего руководства учебного заведения. По осведомленности общественности, заказчиков, всех участников и заинтересованных сторон, американский стандарт усматривает в коммуникации средство улучшения участия общественности в достижении эффективности системы управления качеством в сфере образования. В противоположность ему, украинский стандарт предусматривает только внутреннее информирование. Разница заключается и в том, что в Украине высшее руководство доводит до сведения всего персонала учебного заведения эти результаты, а не привлекает его к принятию обоснованных управленческих решений. Распространение информации в американском стандарте имеет целью не только внутреннее обнародования, но и внешнее информирование всех заинтересованных. Учебно-методическое и научное обеспечение и их печать является частью стратегического планирования и менеджмента в образовательной деятельности.

Следует акцентировать внимание на том, что американский стандарт уделяет внимание вопросам инновационных ресурсов и механизмов улучшения организационной структуры, информационного и образовательного менеджмента, а также учитывает потребности в природных и других ресурсах для достижения целей стратегии учреждения по совершенствованию менеджмента качества.

Подобной есть информация обоих документов о предоставлении образовательных услуг. Важным отличием украинского стандарта является ответственность учебного заведения в определении, внедрении и поддержке процессов адекватного понимания желаемых надежд заинтересованных сторон, а также общий анализ информационных данных с привлечением их и потребителей образовательных услуг. Подчеркнуто, что последние предоставляют информацию о результативности процессов и видов деятельности, а следовательно, принимают непосредственное участие в ее анализе и корректировке эффективности.

стандарты Украины и США, функционирование систем образования

Итак, стандарты Украины и США имеют определенные особенности, которые отражают нормативно-правовое обеспечение функционирования систем образования этих стран, интенсивность социально-экономического развития и его приоритеты, конъюнктуры рынке труда для выпускников, сложившуюся запросами работодателей и социальным заказом общества. Однако эти особенности не должны тормозить международные интеграционные процессы гармонизации образовательного пространства, академических исследований, мобильности участников образовательного процесса при получении образования международного уровня.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!