Оптимизация взаимоотношений преподавателей и студентов как фактор становления личности будущего специалиста
« Назад Для того, чтобы предупредить конфликт нужно предотвращать ошибки преподавателей в стиле руководства студентами: 1) неумение правильно сформулировать цель управления; 2) неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов; 3) недостаточный кругозор преподавателя; 4) бестактность, а иногда даже грубость в отношениях со студентами; 5) неумение стимулировать поведение и деятельность студента как наказанием, так и поощрением; 6) неправильное реагирование на критику; 7) преподаватель старается не замечать конфликта, не контролирует решение вопроса; 8) приспосабливается к требованиям конфликтующих, не желает портить отношения. Однако уговоры, попустительство вызывают у студентов насмешки, такого преподавателя перестают уважать. Рассмотрим два наиболее типичные способы отношение преподавателя к конфликту со студентами: 1. Активное отношение к конфликту. Преподаватель признает конфликтную ситуацию и действует согласно собственных моральных принципов и убеждений, но игнорирует индивидуальными особенностями конфликтующих. Через это среди студентов растет негативное отношение к преподавателю. 2. Творческое отношение к конфликту. Преподаватель ведет себя согласно ситуации, ищет выход из нее. Одновременно тщательно анализирует ситуацию, прислушивается к критике, понимает ее причины, выявляет объективные факторы конфликта, даже обращается к арбитру. Во время решения конфликта надо научиться уважать, восхвалять, понимать, принимать, выслушивать другого, учитывая его мнение, уметь с ним взаимодействовать. Принять позицию другого - это не значит полностью с ней согласиться. Принять - это увидеть мнение другого, которое отличается от нашего, признать, что другой имеет право на собственную точку зрения, на свою позицию, и впитать его позицию в свой внутренний мир. Конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. Для этого нужен инициатор конфликта. К конфликтным личностям относятся люди с неадекватной самооценкой (завышенной и заниженной). Конфликтный человек упрямый, вспыльчивый. Преподаватель должен учить членов студенческого коллектива не конфликтовать по пустякам. Преподавателю надо помнить также об особенностях юношеского возраста. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, страстностью, моральной уязвимостью, обидчивостью. К этому надо добавить малый жизненный опыт (в решении производственных конфликтов). У студентов возникает обида, повышается тревожность, негативное психическое состояние вызывает вспышку негативных эмоций, нарушается самоконтроль за поведением.
Иногда конфликтное поведение может быть следствием неудовлетворения собой, потребности в самоутверждении, а иногда мыслей о своей исключительности. В других, наоборот, конфликтность является следствием чувства неполноценности, потребности в самоутверждении любым средством, которое удовлетворяется утверждением своего мнения (хотя она и ложная, даже когда это осознается). "Как трудно сейчас работать со студентами", - часто говорят преподаватели и не задумываются над тем, а просто студентам с преподавателями, родителями? Педагоги видят студентов с высоты своих лет, жизненных позиций, опыта, моральных ценностей, которых приобрели с возрастом. Почувствовав себя в роли воспитателя, забывается, что не так давно (а если даже и давно!?) находились сами в сложном противоречивом возрасте становления личности, когда очень важно, кто находится рядом с тобой. Воспитывать студентов преподавателям необходимо, прежде всего, собственным примером. Сегодня в системе ценностей студенческой молодежи происходят существенные сдвиги. У значительного числа студентов наблюдается негативное отношение к учебе. Такое положение обусловлено прежде всего снижением мотивации к такой деятельности в предыдущие годы и невысоким рейтингом большинства профессий в их общественной иерархии. Поэтому воспитательная работа среди студентов в целом должна быть системной, наполненной поиском новых подходов и форм и структурно объединённая в систему целенаправленных мероприятий. Жизнь убеждает, что питомец - зеркало воспитателя. Искусство и мастерство воспитателя заключаются в том, чтобы уметь видеть себя в образе воспитанника, в том существе, что мыслит, чувствует, переживает, которого творим с маленького ребенка. "Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий", - эти прекрасные слова А.В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека - это не только знания, но и вся многогранность человеческого образа. Воспитательная сила личности педагога заключается в том, насколько органично сливаются в нем преподаватель и воспитатель. Если говорим: школа, техникум, ВУЗ воспитывают знаниями, то эта воспитательная сила знаний кроется прежде всего в лице учителя - преподавателя. Преподавателю-педагогу нужно быть влюбленным в свой предмет, любить детей, быть интеллигентным, интеллектуальным человеком, развитым, способным, гуманным, трудолюбивым, физически здоровым, без вредных привычек, с высокой моралью и другими положительными качествами, о которых советуют нам труды выдающихся педагогов Макаренко, Сухомлинского, Ушинского и др. Особенностью воспитательной работы сегодня является то, что молодежь живет в условиях развития независимой Украины, которая ориентируется на рыночную модель развития, человек вынужден рассчитывать исключительно на свои собственные силы. Поэтому мы должны воспитать такие качества личности, как самостоятельность, независимость в поведении, суждения, способность к творческому мышлению. Обращается внимание профессорско-преподавательского состава на то, что для воспитания молодежи очень важно, кто именно воспитывает, то есть личность преподавателя и наставника, его внешний вид, культура, эрудиция, профессионализм, доброжелательность, честность, порядочность, отношение к своим обязанностям, умение передать знания и поощрить студентов к приобретению и постоянному пополнению знаний, демократизм, уважение к личности. Чем в большей степени каждый преподаватель будет проявлять в общении со студентами эти качества, тем весомее будут достижения в воспитательной и учебной работе.
Надо, чтобы каждая лекция, практическое или семинарское занятие имели воспитательную направленность, способствовали усвоению общечеловеческих норм морали, воспитывать чувство патриотизма, гражданского и национального достоинства, активную жизненную позицию. Смысл жизни педагога заключается в том, что если воспитанник, заканчивая учебное заведение, будет помнить хотя маленькую долю того, о чем вы ему говорили, будет помнить как вас зовут - значит вы прожили не зря. Народная пословица гласит: "Хочешь знать истину - будь с народом. Хочешь знать о преподавателе - с его студентами". От педагога-воспитателя требуется очень много. Такого педагога надо готовить, формировать, беречь. Поэтому без достаточного государственного финансового обеспечения такой педагог, который нужен сегодня, не удержится на педагогической должности. Вместе с тем, мы выбрали эту профессию, и во все времена настоящий педагог отдавал свою душу, искреннее сердце, знания будущем государства - молодежи. В то же время и преподаватели не должны быть на "ты" со студентами, а называть их по фамилии или по имени и отчеству". С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |