Образовательная среда вуза как фактор подготовки социального педагога к профилактике употребления детьми психоактивных веществ
« Назад Одним из важных направлений работы социального педагога является профилактика негативных явлений в ученической среде, а именно: - профилактика правонарушений и преступности; - профилактика насилия; - профилактика вредных привычек. Распространение указанных социальных проявлений способствуют: - отсутствие у части детей и подростков основ мировоззрения здорового образа жизни; - ослабление воспитательного воздействия семьи и педагогического воздействия на их сознание и поведение; - недоступные возможности заниматься в свободное время теми видами деятельности, которые могли бы заинтересовать подростков - вследствие коммерциализации спортивных, развлекательных, учебных видов деятельности, - легкой возможности приобретения несовершеннолетними табачных изделий, алкоголя, других вредных веществ; - влияние массовой рекламы табака и алкоголя на сознание подростков и молодежи и влияние теле-, видео-, кинопродукции массовой культуры, где употребление вредных веществ освещается в престижном виде - как часть "красивого" способа жизни; - правовой нигилизм подростков и родителей, отсутствие информации о уголовном ответствии за употребление и распространение наркотических веществ; - отсутствие у педагогов и родителей информации о проблеме и о эффективных подходах к борьбе с ней; - активное стремление теневого нелегального рынка наркотиков в проникновение в подростковую и молодежную среду. Достаточно тревожным является факт, что из года в год увеличивается число несовершеннолетних с различными видами наркогенной зависимости. Аддиктивное поведение возникает в несовершеннолетних в результате употребления различных групп наркогенных веществ и характеризуется наличием связанных с этим проблем. Эффективность профилактических действий среди учащихся связана, прежде всего, с компетентностью тех взрослых, которые находятся рядом с ними. Это их родители и персонал школы. В школьной системе образования отсутствуют систематические структурированные профилактические программы, ориентированные на родителей учащихся 1-11 классов и персонал учебных заведений. Дети и подростки проводят значительную часть своей жизни именно в школе. Поэтому она играет важную роль в создании условий для получения ими знаний, формировании отношений и выработке навыков, которые нужны, чтобы избежать и предотвратить рисков для собственного здоровья, например, связанных с употреблением наркотиков. Школьная среда имеет возможности по мобилизации определенных ресурсов: кадровое обеспечение, наличие соответствующего пространства, технического оснащения, соответствующих условий (время, место, связь с родителями учащихся). Школа - это эффективное место для разработки и внедрения политики в отношении алкоголя и наркотиков. Основные задачи воспитательной работы общеобразовательных школ по формированию у подростков невосприимчивости к употреблению наркотических веществ было разработано с учетом задач антиникотиновой, антиалкогольной и антинаркотической работы с учащимися. Среди них: формирование системы знаний о вредном воздействии и последствиях употребления наркотических веществ; формирование умения противостоять групповому давлению, который склоняет к курению табака, употреблению алкоголя, наркотиков; воспитание непримиримого отношения к фактам употребления наркотических веществ ровесниками; формирование мотивации к бережному отношению к жизни и здоровья; ознакомление с основными принципами, способами и методами сохранения жизни и укрепления всех составляющих здоровья; обучение методам самозащиты в условиях угрозы для жизни, к которой ведет употребление наркотических веществ; изучение уровня и факторов наркотизации. Эффективность воспитания невосприимчивости употребления подростками наркотических веществ будет зависеть от умений построить воспитательный процесс на принципах здорового образа жизни, с учетом задач, функций, принципов, методов, форм превентивного воспитания. Профилактика наркомании среди подростков обеспечивается приоритетностью превентивного воспитания в учебно-воспитательном процессе как ведущей части данного процесса. При этом с целью повышения невосприимчивости учащихся к употреблению наркотических веществ педагоги должны предъявлять высокие требования к ученикам как в отношении обучения и дисциплинированности, так и ведения здорового образа жизни; должны поощрять выбор цели и ее достижения, социально направленной деятельности (умение сотрудничать); разрабатывать и проводить акции антиалкогольного и антинаркотического содержания; заботиться об учащихся; совершенствовать собственные умения и навыки социального общения. Важным условием профилактики наркомании среди подростков является учет социально-экономических, психолого-педагогических и медико-биологических факторов в работе с учащимися. Соблюдение данного педагогического условия предполагает: постоянное внимание к возрастным особенностям формирования личности школьников, своеобразие их духовного мира, заботы о хорошее эмоциональное и физическое состояние воспитанников; учета противоречий развития личности, вызванных возрастными изменениями, акселерацией, экологической ситуацией; построение системы воспитательной работы на основе психологических особенностей детей каждого возрастного периода и концепций их развития. С целью формирования невосприимчивости к употреблению наркотических веществ подростков необходимо научить эффективно общаться в процессе коллективной деятельности, помочь им овладеть этическими нормами отношений во время совместной деятельности: быть внимательным, чутким к товарищам, заботиться о них. Обучение общение может происходить и в процессе организации дел, и в процессе выполнения поручений. Целесообразной является реализация иного педагогического условия - внедрение в воспитательный процесс общеобразовательных школ комплексного обеспечения профилактики наркомании среди подростков путем использования «Комплексной программы профилактики наркомании», которая позволит предоставить взрослым информацию относительно признаков низкого уровня невосприимчивости к употреблению наркотических веществ. Еще одним педагогическим условием профилактики наркомании среди подростков является реализация потенциальных возможностей учебных дисциплин на основе межпредметных связей и интегративного подхода к профилактике наркомании. Во время работы с учениками необходимо разъяснять им о негативном влиянии наркотических веществ на нервную систему, умственную, в том числе учебную деятельность человека.
Обязательными условиями эффективности профилактики наркомании среди подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы являются: осуществление подготовки педагогических кадров путем внедрения спецкурса; педагогизация родителей учеников. Всем этим должен заниматся социальный педагог. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |