Образование в регионах Украины
« Назад Развитие национальной системы образования детерминирована изменениями, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни украинского общества. Основными источниками этих изменений стали мировой и европейский контексты развития образования, изменения в отношении и требованиях государства и общества к ее качеству, обновление образовательной парадигмы, развитие психолого-педагогической науки, теории управления и смежных наук, изменения в финансировании образования и средствах регулирования деятельности учебных заведений. Рассматривая образование как сложную динамическую систему, спроэктирована и организована для удовлетворения общественных запросов на формирование у молодого поколения универсальных культурно-соответствующих компетенций, актуальным становится определение соответствия полученных результатов запланированным. В ситуации постоянных изменений в экономике, политике и других сферах общественной жизни становится актуальным вопрос не только корректировки, но и принципиального изменения целевых ориентиров конечных образовательных результатов различных ступеней образования. Именно это привело к росту значения экспертизы в образовании как в одном из главных инструментов реализации изменений. Экспертизу можно рассматривать в двух контекстах: в контексте дельфийского метода экспертных оценок и разновидностей, которые основываются на опросе специально отобранных экспертов, их математико-статистическая обработка и последующее корректировки экспертами своих оценок для получения согласованной обобщенной оценки. Второй контекст рассмотрения - сама деятельность человека, который занимает позицию эксперта, ее цель, ценности, умственные процедуры, позволяющие ей сделать экспертное заключение, в том числе связанный с различными аспектами образовательной деятельности. Образование высших учебных заведений в регионах важно для развития именно регионов. В то же время для повышения эффективности развития региона традиционно действующим университетам следует реорганизация, модернизироваться, а обособленным структурным подразделениям университетов и малым учебным заведениям нужно соединяться. Образовано значительное количество высших учебных заведений различных типов и форм собственности и в столице, и в регионах. В этих условиях актуализируются проблемы, связанные с координацией межрегионального сотрудничества и взаимодействием с центральными институтами. Есть проблема модернизации действующих и создания новых заведений отвечает запросам и потребностям современности. В. М. Андерсон выделяет четыре обстоятельства, вызвавшие появление и обусловливают возможность широкого практического применения новых категорий региональной экономики: рост количества субъектов университетского образования, образующих региональный рынок образовательных и научных услуг; создание предпосылок и конкуренции на рынках образовательных и научных услуг как одного из ключевых резервов повышения конкурентоспособности университетского образования в условиях, когда все другие ресурсы почти исчерпаны; расширение прав и утверждения самостоятельности местных органов власти. Философско-педагогическое понятие устойчивого развития университетской системы образования в условиях ее реформы как категории педагогической науки, по нашему мнению, исчерпывающе характеризует выражение А. Зязюн: «Для работников образования в условиях ее реформы равновесие обеспечивается, прежде всего, сходством взглядов. Это процесс и модель единства, в котором убежденность и доверие поддерживают целостность, компетентность и умение предвидеть. Ее цель - повысить эффективность образовательной системы, приобретает жизненности и продолжительности на личностной и социальной равновесии.» Итак, введение индикаторов экспертизы регионального образования обеспечивает обнаружение его развитию, определение эффективности управленческой деятельности руководителей всех уровней, способствует развитию конкурентно способного образовательной среды, влияет на повышение качества образовательных услуг. Результаты экспертизы региональной системы образования при условии обнародования ее результатов способствовать утверждению государственно-общественного управления образованием. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |