Образование как составляющая человеческого капитала
« Назад Понятие «человеческий капитал» возникло в рыночной среде и показало важное значение нематериального накопления в обеспечении общественного развития, аргументировал необходимость и высокую эффективность вложений в человека, отразило новую роль наемного работника в системе социально-трудовых отношений. Но даже сегодня, несмотря на более чем полувековую историю развития соответствующей теории, много вопросов по внутренней строения человеческого капитала остаются открытыми. Поэтому сложно ни согласиться с А. Рыковский, которая справедливо замечает на непрерывном расширении перечня составляющих исследуемого экономического актива происходит благодаря трудам как отечественных, так и зарубежных авторов. «Отдельные аспекты данной проблематики являются дискуссионными или не получили адекватного теоретического и практического решения, - отмечает украинский ученый, - прежде всего, это касается определения внутренней структуры человеческого капитала, которая постоянно дополняется новыми компонентами».
Выделение государственных средств осуществляется в соответствии с количественными нормативных показателей вузов (один из них - соотношение численности студентов и преподавателей в соответствующем году) и не связано с качественной стороной учебного процесса. При этом статус бюджетного учреждения ограничивает возможности вузов и в использовании привлеченных (внебюджетных) финансовых ресурсов: для этого требуется утверждение высшим органом государственного управления финансовых планов - смет и специальное разрешение. Не случайно специалисты предлагают перейти от затратного механизма выделения средств из государственного бюджета на целевой - с учетом характера конкретных программ обучения и научных исследований конкретного вуза, актуальность и качество которых определяются на конкурсной основе или путем мониторинга (рейтингования) деятельности вуза. Часть расходов на высшее образование могли бы взять на себя предприятия, организации и учреждения. Ведь 70% частных предприятий используют кадры, подготовленные за государственные средства. В то же время на подготовку специалистов высшего уровня владельцы предприятий отдают не более 3% от расходов на рабочую силу. Однако работодатели не готовы инвестировать вуз без гарантий высокого качества подготовки и направления студентов на работу после окончания вуза на их предприятия, создание прозрачных механизмов благотворительности.
Итак, развитие высшего образования в Украине нуждается в совершенствовании механизмов государственного финансирования вузов, двигаясь в направлении укрепления реальной автономии учебных заведений с возможностью самостоятельного распоряжения их бюджетами. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |