Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Образование в Украине \ Образование в Украине \ Концепция обеспечения качества высшего образования Украины

Концепция обеспечения качества высшего образования Украины

« Назад

качество высшего образования Украины, обеспечения качества высшего образования Украины

Основными стратегическими задачами для адаптации европейской системы высшего образования в высшем образовании Украины являются:

- Корректировка направленности и технологически дидактического обеспечения образовательного процесса;

- Модернизация образования с точки зрения структурно-организационной перестройки соответствующих вузов и их подразделений, усиление научной ориентации вузов;

- Перевод материально-технической базы учебного процесса на современном уровне.

Если рыночные реформы сопровождали управленческое решение со стороны государства внедрить вместо двухступенчатой системы "среднее образование - высшее образование" более сложное различия образовательно-квалификационных уровней, то за этим стояли, наверное, соответствующие изменения, которые должны соответствовать изменениям в социальной структуре общества и соответствующем изменении мобильности.

Поскольку осложнения стратификации (рост численности социально профессиональных групп) согласно теореме Сорокина с высокой вероятностью приводит к ускорению социальной мобильности, а увеличение количества уровней мобильности - наоборот, замедляет вертикальную социальную мобильность, то для украинского общества переход подсистемы образования указанной структуры имел серию негативных последствий в виде искусственных осложнений вертикальной мобильности в сфере образования за почти неизменной социальной структуры общества в других измерениях.

система отношений преподаватель - студент

С точки зрения генезиса управленческих технологий такая система высшего образования в Украине стала попыткой не слишком удачного синтеза британской и франко-германской систем образования, из которых были, в известной степени механически, перенесены на украинскую почву образования отдельные элементы, в частности, модульно-рейтинговая система и система перезачета кредитов. С другой стороны, от советской системы высшего образования в измерении управленческих технологий Украина унаследовала:

- Зависимость вузов от аппарата исполнительной власти в аспекте выполнения соответствующих программ и директив;

- Высокий уровень учебно-воспитательного процесса и квалификационно-аттестационных процедур в сфере подготовки научных кадров, что находило (и находит в настоящее время) выражение в высоком уровне внешне законодательной подготовки соответствующих нормативно-методических документов, высокой опосредованности самого учебного процесса процедурами соответствующих бюрократических подразделений, надзорной позиции системы управления в университетах государственной формы собственности применительно к профессорско-преподавательского состава и студенчества;

- Чиновничье-бюрократическую (властно-должностное) систему отношений "преподаватель - студент", что создает соответствующую вне учебную мотивацию для обучения подавляющего большинства студенчества (даже с внедрением модульно-рейтинговой системы оценивания эта система не перестала быть властно-принудительной, то есть такой, что часто воспроизводится вопреки познавательным запросам студентов в угоду корпоративным интересам кафедр, факультетов и вузов в целом);

- Традиционные дидактические технологии, незначительно модифицированные со времен их возникновения в эпоху средневековья (лекции и семинарские (практические) занятия, на которых самыми преподавателями из подавляющего большинства учебных дисциплин поощряется познавательная репродукция), что превращает сам учебный процесс на воспроизведение познавательных представлений.

качество образования, современное высшее образование

Итак, современное высшее образование потеряло характер элитного обучения и стала массовым, наблюдается бурный рост количества университетов и студентов, которое началось сразу после Второй мировой войны и продолжается сегодня.

Высшее образование демонстрирует не только большой экстенсивное развитие (мировой рынок образовательных услуг оценивается примерно в 3 трлн. долл. ежегодно), но и радикально трансформирует содержание и формы своего функционирования.

Все это требует глубоко научного осмысления, в том числе с помощью социологических подходов и методов.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!