Неравенство доступа к образованию в Украине
« Назад Образование является одним из главных ресурсов современного общества, прогресс которого базируется на развитии системы знаний. Уровень и качество полученного образования, образовательные достижения населения в значительной степени определяют структурно инновационные возможности развития экономики и многих других сфер, важных для человеческого благосостояния. Образовательный рынок в Украине предлагает сегодня широкий выбор учебных заведений разного типа и систем обучения, однако расширение образовательного пространства не сопровождается повышением качества учебного процесса. Наблюдается также снижение доступности высококачественного образования, поскольку распространение оплаты и доплаты за обучение значительно усложнило равный доступ детей разных слоев населения к образованию и, следовательно, усилило социальную дифференциацию потребителей образовательных услуг в Украине. Модернизация отечественной средней и высшей школы, внедрение в практику образовательного процесса платной формы обучения сопровождается перераспределением финансов государства и родителей, все больше смещением части образовательных расходов в сторону родителей. С этим связана значительная дифференциация возможностей различных социальных групп в получении качественного образования. Это неравенство доступа оказывается уже на ранней стадии образовательного цикла - на уровне начальной школы: дети из малоимущих семей имеют достаточно низкие шансы попасть в специализированных школ и гимназий, качество обучения в которых существенно отличается от обычных непрестижных школ. Происходит расслоение средних учебных заведений по качеству учебного процесса, с одной стороны, и дифференциация доступа к ним - с другой, что имеет особое значение для социально уязвимых групп населения с малыми доходами, для жителей сел и небольших городов. Еще более выраженной является неравенство в доступности высшего образования в Украине. Это касается вероятности вступления в высшее учебное заведение (ВУЗ), учитывая различную финансовую состоятельность семей оплатить обучение. Не является также секретом, что система среднего образования в селах требует реорганизации и совершенствования, поскольку сеть ее учебных заведений отмечается чрезмерной унифицированностю, комплектными школами, слабой материально технической базой и острой нехваткой кадров. Достаточно низкое качество обучения в сельской местности вызывает низкий уровень знаний выпускников сельских школ и соответственно меньшие шансы поступления в вуз, чем жителей крупных городов и областных центров. Возможности сельских жителей на участие в обучении и его успешного завершения также уменьшаются вследствие удаленности проживания от дома и необходимости в значительных средствах для жизни, поскольку сегодняшние размеры студенческих стипендий не могут удовлетворить даже элементарные потребности молодого человека. Ключевой проблемой современной системы образования в Украине является сохранение ее качества и эффективности функционирования. На фоне растущих требований по профессиональной подготовке, соответствия учебного процесса инновационным требованиям современности и недостаточного финансирования образовательной сферы наблюдается падение престижа образования и ухудшение ее качества. Очевидно, уровень образования в Украине лишь очерчивает возможности занятости, но отнюдь не гарантирует наличие желаемой высокооплачиваемой работы, получение которой больше зависит от полезных связей и знакомств и от того, как повезет устроиться в жизни. Это, во-первых, способствует снижению мотивации к получению высшего образования. Молодые люди зачастую рассматривают образование не столько как путь к финансово привлекательной профессии, сколько как простую необходимость получения диплома. Во-вторых, в условиях Украины все больше распространяется так называемое явление "статусной несовместимости", то есть несоответствие между образовательным статусом и материальным положением лица и социальных групп вследствие нарушения цепочки "образование - профессия - доход". Таким образом, постепенно ослабляется ключевая роль образования, связывает достижения жизненного успеха и возможности профессионального роста с уровнем квалификации и профессиональной подготовки, с одной стороны, и защищает от бедности с другой. В-третьих, вышеупомянутые обстоятельства во многом определяют распространение в Украине такого подхода к трудовой деятельности, направленный исключительно на заработок и удовольствие потребительских потребностей и интересов. Вместе с тем развитие современного общества невозможно без формирования новых трудовых ценностей, когда человек выступает активным агентом и создателем экономических отношений, которые формируются на развитии экономики знаний. Это требует готовности человека получать образование на протяжении всей жизни с целью постоянного расширения и совершенствования своих знаний и навыков и внедрение их в практику деятельности. Итак, образование является ключевой характеристикой качества населения, важной составляющей формирования социальной структуры населения и одновременно средством социальной мобильности. Образование является тем фактором, который может способствовать перераспределению и дифференциации социальных слоев населения: в результате получения высококачественного образования человек имеет потенциальную возможность попасть в новое социальное окружение, получить новый статус и "перейти" с низко квалифицированных до более высоких слоев социальной структуры. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |