Основные недостатки образования в Украине
« Назад Украинская система образования претерпела очень незначительных изменений за двадцать лет независимости страны. Основными недостатками этой системы остаются: недостаточная автономия учебных заведений, неэффективность государственного финансирования и коррупция.
Все эти проблемы взаимосвязаны. Кроме того, государство, по-прежнему жестко контролирует и регулирует систему и является основным «поставщиком» образования. Лишь 11% украинских студентов учатся в частных вузах и 0,5% школьников - в частных школах. Частная альтернатива в секторе образования должна присутствовать и не может подавляться государством. Однако вопрос даже не в том, сколько у нас частных образовательных учреждений, так как только сама принадлежность к частному или государственному сектору не является индикатором качества. Например, одни из лучших в мире университетов - Оксфордский и Кембриджский - являются государственными, но при этом пользуются широкой автономией. Можно даже сказать широкой, а широкой, поскольку Великобритания лидирует среди европейских государств по степени автономии университетов. В США государственные университеты имеют меньшую автономию, чем частные. Неудивительно, что лучшие университеты в США есть как раз частными, например, Гарвардский и Йельский. 13 из топ-20 университетов мира - это университеты США, и интересно, что все эти 13 университетов являются частными, то есть пользуются большей автономией. Исследованиях показывают, что корреляция между автономией учебных заведений и качеством образования существует. Не зря тенденция к предоставлению большей автономии университетам в последнее десятилетие получила глобальное распространение, в частности в таких странах, как Нигерия, Эфиопия, Чили, Иордания, Мексика, Грузия. Украина, к сожалению, пока в их число не входит. У нас нет ни академической, ни финансовой, ни административной автономии. Так, университеты Украины не могут разрабатывать и внедрять новые программы обучения, как это происходит в странах Западной Европы, например, в той же Великобритании. Говоря о финансовой автономии, вузы в Украине до сих пор не могут самостоятельно распоряжаться даже теми средствами, которые сами зарабатывают. Украинские учебные заведения не могут самостоятельно управлять своим штатом сотрудников, потому что государство до сих пор регулирует этот аспект путем внедрения норм, которые заставляют заведения содержать избыточный штат сотрудников. Статистические данные показывают, что на каждого учителя в средних школах Украины приходится всего 8,4 ученика, в то время как в той же Великобритании этот показатель равен 17, в Германии - 16. Из-за негативных демографических тенденций число учеников за последние двадцать лет в Украине снизилось почти вдвое, а штат учителей остался примерно таким же. Такая ситуация говорит о неэффективном использовании средств, которые тратятся на содержание избыточного штата и избыточных площадей вместо того, чтобы быть потраченными, например, на увеличение зарплат учителям с одновременным сокращением их штата. Основными недостатками образования в Украине ограничено автономия учебных заведений, неэффективность государственного финансирования и коррупция. Итак, неэффективное финансирование и, как один из его результатов, низкая зарплата учителей приводят к НЕ престижности профессии учителя, а также причинами коррумпированности сектора образования. В школах действуют непрозрачные схемы регулярного взимания с родителей денег на ремонт, учебники, дополнительные занятия. В сфере высшего образования взятки платятся везде: за вступление в вуз, сдачу сессии, получение стипендии. В 2008г. было введено внешнее независимое оценивание (ВНО), по результатам которого происходило зачисление в вузы. Позже университетам разрешили вводить вступительные экзамены, а также ввели дополнительные льготы для определенных групп населения. Новые правила снова развязали руки коррумпированным ректорам. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |