Недостатки Болонской системы в Украине
« Назад Сегодня, находясь на рубеже начала нового этапа болонских инициатив и подводя итоги своих достижений за предыдущий период, можно констатировать, что насущность реформы высшего образования является несомненной. Однако на фоне профессиональных оценок достижений в болонских реформах высказываются также и критические замечания. Кроме того, переход к двухступенчатой системы образования в Украине для большинства студентов может иметь еще одно негативное последствие. Речь идет о платном обучении в магистратуре. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то можно спрогнозировать, что с введением платы за обучение психологическое отношение многих студентов в учебный процесс изменится. Возможно, студент, будет оплачивать свое обучение, станет более настойчивым, старательным в усвоении учебной программы, изучении соответствующего курса. Анализ содержания, форм, характера указанных документов дает основания отнести их к актам так называемого «мягкого права» (soft lаw). В юридической литературе к таким актам относятся резолюции международных органов и организаций, общие заявления, коммюнике, политические акты региональных конференций и организаций, другие международные акты, принятые государствами, межправительственными организациями. Преобладает точка зрения, что такие акты являются не правовыми, то есть такими, которые не имеют юридического характера, а могут содержать нормы политического или морально-политического содержания. К таким, например, относятся документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), отводя им роль основных инструментов в процессе перестройки системы международных отношений в Европе. Значение таких актов видят в обеспечении предыдущего, с правовыми регулирования, может предшествовать развитию международного права. Вероятно, что заключение таких актов имеет целью определения формата сотрудничества в определенной сфере путем избрания гибких форм и методов регулирования. Специфичность последних обусловлена чувствительностью сферы сотрудничества к внешнему воздействию, что может быть связано с национальными, внутригосударственными, другими особенностями. Именно к таким относится сфера высшего образования, что является приоритетом национальных и государственных интересов как система развития традиций национальной самоидентификации, интеллектуального потенциала, формирование гражданских и патриотических ценностей, высокой нравственности общества. Поэтому с юридической точки зрения документы, принятые государствами-участниками Болонского процесса, направленные на оформление международного сотрудничества путем добровольного принятия обязательств по координации политики в направлении реформирования системы высшего образования для достижения совместимости и сопоставимости этих систем в европейских странах с целью развития единого европейского пространства высшего образования. Европейская традиция сотрудничества всегда основывалась на разнообразии, что относится к сфере стратегических интересов нации. Учитывая это и ориентируясь на европейскую интеграцию, следует всегда помнить о том, что мы, прежде всего, ответственность за собственный национально общественное развитие и собственную историю. Ее создание должно происходить на основе самоидентификации нации в разнообразии культур и традиций, воплощается также в национальной модели высшего образования.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что приобщение к Болонскому процессу несет Украине свои преимущества, недостатки и открывает перед ней новые перспективы. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |