Лабораторная работа
« Назад Лабораторная работа благоприятствует реализации межпредметных связей, развитию интеллектуально-познавательной активности учащихся. Проведение лабораторной работы обеспечивает реализацию единства познавательной и практической деятельности; задействования ряда анализаторов, которые способствуют ускорению процесса формирования научных знаний учеников, умений использования методов научно-исследовательской деятельности. Различают классные лабораторные работы, выполняемые в условиях учебного кабинета общеобразовательного учебного заведения, и домашние лабораторные работы, которые выполняются учащимися в домашних условиях. Структура их проведения идентична, а именно: определяется тема, относятся цели и задачи, разрабатывается содержание, определяются формы и методы ее выполнения, обеспечивается оборудования, указывается срок ее выполнения. Тематика лабораторных работТемы лабораторных работ в большинстве предусматриваются учебными программами. Вместе с тем не исключена их коррекция учителем. Согласно содержанию темы лабораторной работы определяются ее цели и задачи. Например, знакомство со свойствами вещества; проверка закономерностей; определения постоянных величин (констант). Эффективность лабораторной работы зависит также от вида и качества раздаточного материала, оборудования (таблицы, графики, минералы, препараты, микроскопы). К содержанию лабораторной работы относятся: инструктивные карточки, алгоритмы ее выполнения, вопросы для анализа и обобщения, рекомендации по обработке опытов (округление значений измеряемых величин, определения погрешностей измерений). Виды лабораторных работЧто касается форм организации лабораторной работы, то они бывают фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальная форма организации лабораторной работы предполагает, что учащиеся класса выполняют одну и ту же работу с помощью отождествленного оборудования. Преимущества фронтальной формы проведения лабораторной работы заключаются в экономии времени учителя на разработку содержания и отбор раздаточного материала, оперативности получения обратной информации о ходе ее выполнения, возможности коррекции и оценки результатов. Групповая форма организации проведения лабораторной работы заключается в том, что с одной и той же темы для отдельных групп учащихся выбирают разные задачи, инструктажи, дидактические карточки, оборудование. Ее преимущества заключаются в возможности учета индивидуальных особенностей учащихся, уровне их знаний, интересов, предоставлении помощи и взаимопомощи, контроля, самоконтроля, взаимоконтроля; более эффективно использовать оборудование. Суть индивидуальной формы организации лабораторной работы заключается в разработке индивидуальных задач, выборе и дифференциации дидактического материала, постановке различных целей и задач работы, разнообразия алгоритма выполнения задач, учет темпа и ритма учебной деятельности отдельных учащихся, уровня сформированности их умений и навыков самостоятельной работы, теоретической подготовленности. Дифференцированная форма организации лабораторной работы требует больших затрат сил и времени учителя на ее подготовку. Кроме того, в значительной степени осложняется процесс получения обратной информации о ходе выполнения индивидуальных заданий и их коррекции. Независимо от специфики форм организации лабораторной работы, в процессе ее выполнения используются преимущественно такие методы, как анализ, синтез, сравнение, диагностирования, выводы. Организация проведения лабораторной работы включает, прежде всего, подготовку учителя и учеников к ее выполнению. Учитель готовит дидактический раздаточный материал, вооружает учащихся теоретическими знаниями по теме лабораторной работы, разрабатывает (обновляет) инструктивные карточки, контролирует ход подготовки к лабораторной работе учеников, разрабатывает критерии и методику оценки лабораторной работы и ее результатов (поэтапно, пооперационно, по промежуточным и конечным результатам). Учащиеся овладевают в процессе выполнения лабораторной работы теоретическими и практическими знаниями, самостоятельно делают «открытия», шлифуют отдельные операционные умения и навыки самостоятельной экспериментально-поисковой деятельности; приобретают умения планировать деятельность, фиксировать ее промежуточные и конечные результаты; оценивать их достоверность. Учителю важно также обеспечить четкую организацию проведения лабораторной работы (сообщить тему, цель и задачи, провести инструктаж с учениками о ходе выполнения работы; напомнить правила поведения и техники безопасности; распределить класс на группы (в случае необходимости); повторить технологию выполнения работы; сориентировать учеников на конечный результат лабораторной работы и ознакомить с критериями его оценки). Важным видом лабораторной работы являются занятия с звукосветотехническими и аудиовизуальными средствами. Приобретенные умения используются учащимися при самостоятельном просмотре диафильмов, диапозитивов, кодопозитивив, прослушивании записей на магнитофоне, видеомагнитофоне, во время самостоятельной работы в учебных кабинетах, группах продленного дня, библиотеке. Такого рода лабораторные работы имеют важное значение для подготовки учащихся-лаборантов, консультантов, помощников учителя. Что касается домашних лабораторных работ, о которых говорилось ранее, то их результативность может контролироваться с помощью дневников наблюдений, расчетов, рисунков, отчетов и т.п., по качеству содержания и оформления результатов лабораторной работы. Домашняя лабораторная работа имеет определенные особенности. Она является важным средством превращения знаний учащихся в убеждение, позволяет увидеть действия изученных законов и явлений в окружающей жизни; формирует познавательный интерес и положительное отношение к учебнику, литературы; расширяет область реализации принципов сознания и активности, прочности, единства конкретного и абстрактного, связи теории с практикой; воспитывает сообразительность и находчивость, требовательность в достижении цели, способствует развитию конструктивного мышления, формированию черт личности. Успех домашней лабораторной работы зависит от тщательной подготовки учащихся к ее выполнению. Для этого учителю следует: определить домашней лабораторной работы в системе классной и домашней работы; поставить перед учениками конкретную цель и задачи; вооружить их соответствующими теоретическими знаниями и средствами деятельности; ознакомить с требованиями, которые относятся к домашней лабораторной работе; психологически подготовить учеников к ее самостоятельному выполнению, ответственности за качество работы. В процессе наблюдения и анализа лабораторной работы следует сосредоточить внимание на таких параметрах: - целесообразность проведения лабораторной работы по определенной учебной темы; - рациональность постановки целей и задач лабораторной работы (связь теории с практикой, единство умственной и физической деятельности учеников, приобретение навыков работы с приборами, аппаратурой); - качество подготовки учителя к лабораторной работе; - степень подготовленности учащихся к лабораторной работе (владение оборудованием и средствами самостоятельной деятельности, техникой и технологией работы, средствами фиксации фактов, процессов, явлений, наблюдаемых; взаимоотношения учеников в микрогруппа и умение контактировать в учебной практике, адекватность результатов выполненной работы содержания темы, поставленной цели и задачам; самоконтроль и взаимоконтроль в процессе выполнения лабораторной работы); - оценка процесса выполнения лабораторной работы (умение учеников сосредоточиться на сущности задачи, разобраться в порядке выполнения работы, поддержание дисциплины и порядка, техники безопасности, этических норм взаимоотношений, умение фиксировать результаты проделанной работы, поддержка работоспособности); - результативность выполнения лабораторной работы (углубление и расширение теоретических знаний, формирования диалектико-материалистического мировоззрения, развитие творческих возможностей и способностей, интеграция знаний на основе реализации межпредметных связей, развитие экспериментальных умений и навыков); - оформления результатов лабораторной работы (устное, письменное, практическое, графическое, иконное). Учащихся необходимо научить пользоваться справочной литературой, другими источниками информации, которые способствуют углублению, расширению их знаний, выработке навыков и умений самостоятельной работы. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |