Распечатать страницу

Кейс

« Назад

Перед тем, как рассматривать понятие кейс-метода, целесообразно определить его категориальный аппарат. По мнению Ю. Сурмина, это способствует более глубокому пониманию метода, а также образует методологические предпосылки его моделирования и технологизации. Среди главных понятий, которые определяют кейс-метод, это понятие "ситуация" и "анализ".


Наряду с этими двумя понятиями используют термин "анализ ситуации". Проанализировав смысловые контексты термина "ситуация", мы предлагаем определять ситуацию как некоторое состояние реальности, в который попадают действующие лица, и который может разворачиваться в различных направлениях при различных условиях и обстоятельствах.

Ситуация может иметь вид потребности человека или группы людей. Среди явлений, определяющих ситуацию, выделяют потребности, выбор, конфликт, борьбу, инновации. Кейс содержит информацию, которую студенты должны анализировать, используя имеющийся комплекс знаний, а затем на основе этого анализа найти решение и доказать его правильность. Именно поэтому для подготовки ситуационных задач необходимо проводить тщательную работу по изучению вопросов, которые могут составлять ее основу. Что касается гуманитарных дисциплин, то мы считаем целесообразным использование следующих типов задач: описательные или оценочные, аналитические, выполняя которые студенты находят решение проблемы, которая положена в основу кейса.

Анализ кейса, как правило, начинается с выявления потребности, которая положена в его основу. Под анализом мы понимаем деятельность, которая строится на принципе разложения объекта на составляющие. Существует большое количество уровней анализа вообще и анализа кейсов в частности. Материалом для анализа есть кейс.

кейс - это

Кейс можно определить как рассказ, основанный на реальных событиях. Он требует внимательного изучения и анализа со стороны студентов с целью определения проблем, их анализа, коллективной разработки стратегии, выбора и обоснования выбранного решения. Иными словами, кейс - это история, которую рассказывает преподаватель с определенной учебной целью.

Основными источниками кейса есть общественная жизнь, образование и наука. Общественная жизнь дает кейсу сюжет, проблему и фактологическую базу. Образование определяет цель, задачи обучения и воспитания, а также методы обучения и воспитания, которые интегрированы в кейс-метод.

Наука определяет ключевые методологии, которые обозначаются аналитической деятельностью, системным подходом и научными методами, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа. Во время отбора материала для анализа необходимо учитывать специальные, профессиональные и другие интересы студентов. Одной из важной особенности кейс-метода есть то, что, с одной стороны, он есть особым видом учебного материала, а с другой - особый способ использования этого материала в учебном процессе.

Кейс - это сложное многоаспектное явление. Его рассматривают с позиций проблемы, ролей, событий, деятельности и времени. Педагогический потенциал кейс-метода в аспекте отношений "преподаватель-студент" гораздо выше, чем традиционных методов, поскольку наблюдается постоянное взаимодействие участников учебного процесса и мотивация их действий. Основная роль преподавателя во время обсуждения кейса на занятии - прогнозировать и корректировать ход дискуссии своевременной постановкой вопросов.

методика кейсов

Управление дискуссией предусматривает активизацию тех участников, которые не принимают участия в обсуждении проблемы, а также сдерживания чрезмерно активных, которые не дают работать другим. Студент должен понимать не только технологию работы над кейсом, но и систему оценивания. Использование кейс-метода должно иметь все виды оценки, в частности текущее, промежуточное (зачастую это будет модульный контроль) и итоговые.

Текущая оценка стимулирует студента к обсуждению во время практических или семинарских занятий и помогает управлять процессом обсуждения кейса. Промежуточный контроль позволяет определить прогресс студента, а итоговый - определить уровень овладения курсом или дисциплиной.

кейсовые задания

Проверка и оценка знаний должны осуществляться в соответствии с дидактическими принципами обучения. Во время обучения иностранному языку профессиональной направленности (далее ИМПС) кейс-методом главным есть не сама технология конструирования кейса, а информационный ресурс и технология работы с готовой производственной ситуацией. Поэтому во время обучения ИМПС студентов вуза мы считаем целесообразным использовать англоязычные кейсы, составленные специалистами - носителями той изучаемого иностранного языка.

Инженерные кейсы - это истории из реального опыта одного или нескольких профессионалов, которые содержат, как правило, кроме общего, еще и подробную информацию, в частности - расчеты, чертежи, результаты испытаний и т.д.

Инженерные кейсы, по мнению Г. Кардоса и К. Смита, ученых из университета Карлетона, Канада есть дополнительными ресурсами, которые очень полезны в процессе изучения технических дисциплин. К. Смит определяет инженерный кейс как письменный отчет инженерной деятельности, которая в действительности происходила. Инженерные кейсы не изображают хорошую или плохую инженерную деятельность, они отражают и удачи, и неудачи, старые и новые технологии, теоретические и эмпирические результаты. Но простое описание ситуации не дает результатов.

Преподаватель или автор кейса должен разместить факты таким образом, чтобы была возможность привлечь студентов к дискуссии. Факты необходимо подавать таким образом, чтобы студент, который работает над кейсом, попадал в реальную профессиональную ситуацию инженера. В этом различие между инженерным кейсом и техническим документом. Кейс в этом случае концентрирует внимание на том, каким образом получены те или иные результаты, а не на том, чтобы продемонстрировать ценность определенного решения. Этим инженерные кейсы отличаются и от тех, что активно используются во время преподавания экономических, педагогических и юридических дисциплин.

Цель использования кейс-метода на занятии ИМПС - спровоцировать дискуссию на иностранном языке, заставить студентов формулировать свое мнение, осуществлять выбор, отстаивать взгляды и аргументировать решения. Кроме того, присутствие в структуре кейс-метода спора, дискуссии, аргументации тренируют участников и учат придерживаться норм и правил общения. Преимущество использования кейс-метода в том, что он дополняет большинство аспектов любой дисциплины благодаря введению определенных продуманных практических задач. Кейс-метод позволяет изучать сложные и значимые проблемы в безопасных условиях - на занятии.

Студент должен осознавать, что пользу от кейса он получит только тогда, если будет принимать активное участие в обсуждении. Только тогда будут развиваться речевые навыки во время чтения, прослушивания и обсуждения вопросов.

Цель обсуждения инженерного кейса на занятии ИМПС - найти наилучший способ решения определенной технической проблемы и обсудить это решение на иностранном языке. Определение цели связано с тем фактом, что инженерный кейс концентрирует внимание на том, как инженер выполняет задачи для того, чтобы получить определенный результат. Усвоение учебного курса философии не должно ограничиваться лишь осмотром различных концепций и позиций по тому или иному вопросу, оно должно предусматривать самостоятельные размышления студентов, обсуждение проблем и дискуссии.

Преподавателю не достаточно быть только знатоком философской традиции, специалистом в технологиях философского мышления, создателем концепций и организатором коллективных действий, ему еще необходимо уметь спровоцировать, идентифицировать и стимулировать философскую мысль студентов. Более органичным станет семинарское занятие, где можно организовать наглядную демонстрацию действенности многих интерпретаций. Достичь этого может грамотно организованная дискуссия.

В процессе дискуссии оказывается столкновения различных стратегий мнения за отсутствия однозначного решения. Главной задачей в этом случае становится не просто овладение знаниями по определенной мысли, но и умением оперировать всем спектром возможных подходов - сопоставлять и сравнивать различные позиции, мнения по проблеме, которая обсуждается, а также выполнять критический обзор основных идей и развивать соответствующие мысли.

Если во время преподавания ИМПС целесообразно использовать готовые кейсы, ибо это ценный аутентичный материал, то во время преподавания философии кейс необходимо сдавать преподавателю или группе студентов.

В основе кейса находятся правильно сформулированные дидактические цели, которые составляют основу конструирования ситуационного упражнения. Процесс составления кейса есть сложной деятельной системой, которая состоит из нескольких этапов. Этап формулировки дидактических целей кейса предусматривает определение места кейса в структуре учебной дисциплины. Это позволяет определить ответственность в отношении знаний, умений и навыков студентов. Этап выбора темы предполагает анализ вопросов, которые будут рассматриваться на семинаре и выбор того вопроса, на основе которого целесообразно строить кейс. Этап сбора информации предусматривает знакомство с первоисточниками по теме, дополнительной литературой и ресурсами Интернета.

Следующий этап - это выбор жанра. Для кейсов характерно большое количество жанров. Правильный выбор жанра гарантирует оптимальную реализацию дидактических целей. Мы используем жанровую классификацию, предложенную А. Сидоренко.

написание текста кейса недорого

Следующий этап - написание текста кейса.

Завершающим этапом является внедрение кейса в учебный процесс, результатом чего станет достижение поставленных дидактических целей.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!