Аспирантская работа (Аспирантская диссертация)
« Назад Довольно часто требования ВАК Украины к аспирантским работам оцениваются соискателями как сложные, особенно в начале проведения исследования. С этим в определенной степени можно согласиться. Действительно, ВАК Украины предложил сложную, но достаточно хорошо формализованную структуру аспирантской работы, позволяет при ее четком соблюдении сосредоточить внимание фактически на содержании такой работы. Это также облегчает его оценки (экспертизу), что предполагает, прежде всего, соблюдения формальных требований, а также сравнение с лучшими образцами раскрытия содержания в таких работах. В то же время соискатель имеет большой простор для творчества в основной части аспирантской диссертации. Аспирантская диссертация примерПример аспирантской диссертации Вам нужен для качественного написания своей работы. Вы ознакомитесь с оформлением, требованиями и структурой аспирантской работы. Пример аспирантской диссертации можете поискать у нас на сайте в разделе Готовые работы. Введение аспирантской работыТекст аспирантской работы начинается с вводной части, где, в первую очередь, приводится краткое обоснование актуальности аспирантского исследования. Этот текст оставляет определенное впечатление об общей культуре исследователя, поскольку дает представление о понимании им проблемной ситуации по исследуемой теме в мире, государстве, определенной сфере или отрасли общественной деятельности, об умении его кратко, убедительно и грамотно отразить, об уровне знакомства соискателя с соответствующими, в первую очередь, современными исследованиями зарубежных и украинских ученых. Среди последних иногда отсутствуют фамилии известных исследователей и некорректно приведены фамилии ученых, не имеющих прямого отношения к исследованиям по направлению диссертационной работы (в основном, члены диссертационного совета, на котором происходит защита, и соответствующих экспертных советов и т.п.). Отсутствие ссылки на работы научного консультанта или руководителя наталкивает на мысль о непричастности последних исследованиям по данной тематике. Тогда возникает вопрос, на каком основании они это делают. Встречаются работы, где обоснование актуальности излагается слишком общими фразами, не отображает реальной ситуации общественного развития по избранному направлению исследования в мире вообще и в государстве в частности, прежде всего, их связь со стратегическими направлениями, концепциями, планами, программами и задачами такого развития. Следует помнить, что научно-прикладная ценность аспирантской работы, прежде всего, определяется тем, насколько она способствует решению задач, определенных в основных, прежде всего, перспективных политических, правовых и программных документах государства. Важность указанного выше связи привела к введению отдельного пункта введении к аспирантской работы, где необходимо конкретизировать его, и показать личный вклад соискателя в рамках выполнения конкретной научно-исследовательской разработки, предусмотренной государственными научными и научно-техническими программами, проектами, планами. Чаще всего в этом пункте указываются научно-исследовательские работы, выполняемые по месту подготовки на бюджетной основе или по заказу других учреждений и организаций. Как правило, приводится номер их государственной регистрации, чаще регистрационной карточкой, свидетельствующего о регистрации начала выполнения этой работы. Более правильно ссылаться на номер государственной регистрации по учетной карточкой, фиксирует завершение выполнения работы (с подачей отчета или без него). Завершеная зарегистрированая аспирантская работа становится достоянием общества и фактической специфической формой внедрения со свободным или другим способом доступа по заказу. Во многих аспирантских работах наблюдается путаница с определением объекта и предмета исследования. Первый фактически определяет выбранное направление исследования, а второй - тему аспирантской работы в рамках этого направления, которая определяется на титульном листе как ее название. Действительно, если Вы проводите анализ информационных источников, то ищете их по названию. Если они не соответствуют названию, Вас может ожидать разочарование. Аналогично, предмет исследования не должно отличаться от названия работы. Любые дополнительные слова в нем, как правило, сужают или расширяют поле исследования. В первом случае название работы будет более широкой и лучше соответствовать определению объекта, а не предмета исследования. Заслуживает внимания вопрос определения цели исследования. Цель - это ожидаемый результат вследствие выполнения аспирантской диссертации, другими словами - в результате решения поставленной научной проблемы или научной задачи. Фактически достижения целей и решения научной проблемы или задачи тождественны по результату. Следовательно, они совпадают по содержанию. И поэтому нелогично вкладывать в них разный смысл, давать несоответствующие определения. Например, цель исследования - теоретико-методологическое обоснование взаимодействия органов государственной власти и политических партий и разработки соответствующих научно-прикладных рекомендаций по ее совершенствованию. А научная задача - теоретически и методологически обосновать взаимодействие органов государственной власти и политических партий и разработать соответствующие научно-прикладные рекомендации по ее совершенствованию. Перед тем, как рассмотреть вопрос новизны исследования, обратимся к формуле аспирантской работы, не формализована в документах ВАК Украины, но признается многими экспертами. Имеем: задача → новизна → общие выводы (основные результаты аспирантской работы). Из этой формулы следует: - Основным элементом аспирантской диссертации, сочетающий задачи и выводы, является новизна; - Общие выводы должны соответствовать задачам (если не все задачи нашли свое решение в выводах, то работа является незавершенной, если же в выводах решено больше задач, чем указано, то работа спланирована не лучшим образом); - Общие выводы должны содержать основные результаты аспирантской работы, которые имеют признаки новизны. В них также приводятся основные результаты, носят научно-прикладной характер (методики, алгоритмы на основе предложенных научных положений, рекомендации и т.п.). Проще и прозрачно, когда решение каждой задачи непосредственно находит отражение в соответствующем пункте (или пунктах) общих выводов. По опыту можно посоветовать планировать: а) для аспирантской работы - 7-9 задач; б) для кандидатских диссертаций - 5-6 задач. Этого можно достичь обобщением задач, их интеграцией. Остановимся подробнее. Подробнее остановимся на определении научной новизны исследования как основного научного результата аспирантской работы. Именно здесь, зачастую, возникают серьезные замечания экспертов. Основное из них - это отсутствие в положениях, вынесенных в новизну, именно признаков новизны. Например, положение "предложено (сформирован, разработаны и т.п.) методологический подход (метод, модель и т.д.), далее - его название" не имеет признаков новизны. Это констатация факта, лозунг. Признаки новизны - это то, чем данное научное положение отличается от известных, в чем его сущность. Иногда к новизне включают методики, справедливо не рекомендуется ВАК Украины, поскольку, как и алгоритмы, являются прикладными, практическими результатами. Не является новизной и "научно-методические" подходы. Это сленг. В то же время, по нашему мнению, если тема аспирантской работы существенно отличается от всех других предыдущих тем по избранному направлению и действительно оригинальной, например, имеет признаки "бренда", то можно в пункте новизны "впервые" отметить факт ее исследования. Что можно посоветовать при определении новизны исследования? Уже на стадии написания научных профессиональных статей, в частности формирование выводов к ним, целесообразно применить метод инновационного фильтра. Этот метод предусматривает: 1) просмотр собранного и обработанного материала через информационный фильтр, построенный как набор общеизвестных научных положений (научные законы, закономерности, принципы, тенденции, теории, научные концепции, научные стратегии, научно-методологические подходы, модели, модели-подходы, методы общие, методы специальные, классификации и другие способы обобщения и систематизации материала, научные способы доведения и обоснования, развитие понятийного аппарата и т.д.); 2) выделение тех положений, которые имеют место в материале, который подвергнуты анализу; 3) проверка выделенных положений на соответствие пунктам новизны, определенным ВАК Украины ("впервые", "усовершенствована", "получило дальнейшего развития"), и их отбор по одному из этих признаков; 4) формирование и редактирование выявленных пунктов новизны. Считаем целесообразным обратить внимание на тот факт, что новизна может быть как в полученных результатах, так и в способах их получения, доказывания, обоснования. Именно этим можно объяснить дублирование результатов в выводах и позициях новизны. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |