Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели
« Назад В начале XXI века особую актуальность для дела реформирование системы отечественного образования приобретает поиск средств активизации учебного процесса, в частности ознакомление студентов с навыками исследовательской работы. Овладение студентами умений вести самостоятельный поиск нужной информации и ее использование предполагает их участие в работе научно-исследовательских кружков. Организация научно-исследовательской работы студентов является достаточно трудоемким делом, к тому же в рабочем графике преподавателя ей как правило отведено внеаудиторное время. Поэтому основополагающим принципом данной работы есть личная заинтересованность преподавателя в более качественном освоении студентами определенной научной дисциплиной. Преподавателю не следует забывать и о таком важном моменте работы со студентами как стимуляция. Не стоит ждать от молодых самоотверженной работы, если ее результаты станут очевидными только в неопределенном будущем. Поскольку научно-исследовательская деятельность является продолжением учебной работы, вполне возможно оценивать труд студента в кружке согласно официально установленной шкалы оценок. Тесная связь программы работы научно-исследовательского студенческого кружка по рабочей учебной программе должен помочь студентам более успешно освоить дисциплину и способствовать формированию научного мировоззрения. Наряду с этим, педагогу следует помнить и о необходимости межпредметной связи в рабочей программе научно-исследовательского студенческого кружка. Непременным условием работы студенческого кружка должна быть гласность. Заседания кружка должны быть открытыми, то есть во время их проведения возможна (и желательна) присутствие студентов, которые не являются непосредственными членами кружка, преподавателей кафедр, представителей деканата определенного факультета. Как свидетельствует опыт, важным залогом успешной работы студенческого научно-исследовательского кружка является соблюдение принципа регулярности его работы. Таким образом, к основополагающих принципов организации научно-исследовательской работы следует отнести: 1) личную заинтересованность преподавателя; 2) стимуляцию поисковой работы студентов; 3) межпредметная связь программы работы кружка; 4) открытость заседаний студенческого кружка для посещений; 5) регулярность работы студенческого кружка. Научно-исследовательская работа студентов это и написание различных видов работ и принятие участия в конференциях, «круглых столах». Подготовка реферата - один из первых видов исследовательской работы студентов, используется в высшей школе. Данный вид работы способствует развитию у студентов наклона к поисковой, исследовательской деятельности и творческого решения учебно-воспитательных задач образовательного учреждения. Реферат пытаются писать, как правило, все студенты при изучении различных дисциплин на протяжении обучения. Иногда студентам приходится писать рефераты и по окончанию ВУЗА - например, при поступлении в аспирантуру или при составлении кандидатских экзаменов (в случае отсутствия научных публикаций). Однако, не всем студентам это удается, на это есть значительное количество причин, одна из которых отсутствие четких рекомендаций относительно подготовки и представления данного исследования. Студенческие олимпиады и конференции развивают специальные способности, формируют мотивацию, стимулируют творчество. Участие в круглых столах, факультетских дискуссионных клубах, конференциях упрощает доступ и обмен информацией, повышает значимость и актуальность проводимого исследования. Руководитель научной работы студента является примером профессионализма и творческой личности и личная научная деятельность преподавателя будет наибольшим стимулом для молодого студента. Руководитель должен обратить внимание не только на профессиональную успешность (рейтинг, оценки), но и на психологическую готовность к исследовательской деятельности:
Роль преподавателя повышается через формирование научно-исследовательской культуры студента. Руководитель должен поддержать студента в формировании и использовании следующих навыков:
При этом нужно учитывать такие характеристики творческой личности, как свойства мышления: оригинальность, ассоциативность, панорамность, развитие видов памяти, интуиция, фантазия, наблюдательность и др. Особое место в мотивации студента в научно-исследовательской работе занимают определенные привилегии:
Также победителям конкурсов, олимпиад, конференций могут предоставляться преимущества при зачислении на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки специалиста и магистра, поступлении в аспирантуру университета и др. Существуют и другие формы стимулирования студентов:
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |