Научно-исследовательская работа как условие формирования компетентности
« Назад Инновации дают возможность превратить традиционный учебный процесс на инновационный, предоставляя ему исследовательского характера, что способствует организации поисковой учебно-познавательной работы в образовательных заведениях. Соответствующий поисковый подход к обучению предполагает прежде всего становление у будущих педагогов возможности самостоятельного поиска новых знаний и их применения в новых ситуациях, становление опыта творческой деятельности в совокупности с выработкой ценностных ориентиров.
НИРС как модель инновационного педагогического образования должна предусматривать формирование научно-исследовательского потенциала особы. Первоочередной становится цель формирования у будущего учителя возможности к постоянному обновлению знаний, а для этого он должен обладать знаниями ученого, исследователя, уметь учиться в течение жизни. Исследовательский элемент в профессионализме современного учителя должна включать много компонентов, в частности ознакомление с логикой исследовательского процесса, владение методикой научного поиска литературы, ее обработкой, анализом и цитированием, умением предвидения развития процесса. Способности ученого не появляются сами собой, они формируются в процессе работы, которая включает исследовательские компоненты. Научная работа начинается с поиска и выбора темы исследования. Критерием для выбора темы исследования является собственный интерес автора, но не единственно существенный. Научное исследование должно иметь вступление, главную и заключительную часть. В заключительной части автор должен четко представить результаты исследования. Покажем поочередность выполнения научно-исследовательских работ студентами поэтапно: Выбор темы работы, постановление цели, задач → Определение объекта, предмета исследования → Разработка рабочей гипотезы → Формирование методики проведения исследования → Организация сбора информации → Обработка и анализ полученой информации → Подвидение итогов эксперименту → Обоснование выводов и рекомендаций → Обсуждение и рецензирование результатов исследования → Воплощение итогов исследования в практику.
Научно-исследовательская деятельность (НСД) - это обязательная составляющая часть будущей профессиональной деятельности ученого. Организация НИД направляется на развитие возможности в творчестве, в самостоятельной умственной работе, в приобретении элементарных навыков ее организации. Она происходит при условии правильной организации ее низших форм: учебно-творческой и учебно-исследовательской. К факторам, которые определяют степень овладения исследовательскими умениями относят:: - четкое выделение и формулирование основной цели работы и постановление задач; - осуществление поиска научных источников; - правильное формулирование актуальности темы работы; - составление плана выполнения исследовательских задач. Тема и содержание исследований выходят за пределы программного минимума. Цель НДД - приобретение опыта научной работы, овладение характером научного исследования, развитие творческих качеств особы, будущего педагога. Показателями к НДД, есть такие умения:- организовать собственную умственную деятельность; - оперировать понятийным аппаратом научных методов познания и исследования; - сформулировать цель и задачи работы; - осуществить теоретический анализ первоисточников; - выдвинуть и определить гипотезу и доказать или опровергнуть ее достоверность; - обозначить объект и предмет исследования; - обосновать научную новизну и практическую направленность исследования; - оформить и защитить итоги своей работы. Научно-исследовательская деятельность - это творческая работа, которая определяется такими особенностями: - она ориентируется на разрешение конфликтов в период обязательного исследования (творчество не происходит, если нет опыта); - создание объективных предпосылок для ее формирования; - создание субъективных предпосылок (уровня творческого потенциала, творческих умений базового и высшего уровней); - управляемостью ученым-педагогом с помощью способов косвенного и перспективного управления; - личностной, а в некоторых случаях - и социальной важности. Формами организации научно-исследовательской работы студентов ВУЗОВ является реферат, курсовая, квалификационная дипломная и магистерская работы. Все формы научно-исследовательских работ проходят под вниманием научного руководителя из числа профессорско-преподавательского ряда кафедры. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |