Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Научная работа студентов в системе профессиональной подготовки

Научная работа студентов в системе профессиональной подготовки

« Назад

Потребности общества, общеобразовательных учреждений в развитии научной культуры будущих педагогов обуславливают целесообразность краткого обзора очерченного вида деятельности в историко - педагогическом аспекте. Отдельные аспекты студенческой научно-исследовательской работы рассматривали А. Алексюк, Н. Демьяненко, И. Зязюн, В. Майборода. Недавно Н. Пузиревою защищено диссертационное исследование, посвященное теории и практике организации научно-исследовательской работы студентов.

 общеобразовательные учреждения в развитии научной культуры

На материалах университетов Украины ХІХ ст., появилось монографическое исследование В. Микитюк, посвященное развитию и становлению научной работы в высших педагогических заведениях Украины.

Исследователи анализируют формы и методы работы ведущих ученых и преподавателей ХІХ-ХХ века, в частности отмечают, что в учебно-воспитательный процесс высшей школы внедрялись формы научно-исследовательской работы, которые стимулировали развитие интеллектуального и творческого мышления студентов: "элементы беседы", "короткие диспуты", "диалоги на лекциях", "повторение с размышлением", "копание в научных книгах", "репетиции", "собеседования", "научные беседы" и т.д.

В "правилах" университета Св. Владимира от 1844 г. (теперь - Национального университета имени Т.Г. Шевченко) указывалось на обязательное написание студентами научных работ (курсовых, диссертаций), начиная с первого курса. Задачи студенческой научно-исследовательской работы заключались в "формировании умений свободно выражать мысли на латинском языке", в "овладении глубокими знаниями основ наук".

Студенты историко-филологических факультетов университета Св. Владимира, Харьковского университета принимали участие в коллоквиумах ("критически разбирали первоисточника"), выполняли письменные задания по сравнительной грамматики, славянской филологии, осуществляли грамматический разбор древних текстов. Подготовка к занятиям предусматривала не только воспроизведение записанного в конспекте материала, но и размышление над прочитанным, дополнения дополнительной литературой. Практические занятия имели целью “развить, обострить ум слушателей: студенты читали, анализировали, размышляли над текстами произведений русской, греческой, латинской литературы, таким образом, формировались как языковые личности того времени. На выбор тематики научных исследований существенно влияли литературные вечера, где продолжались научные беседы об истории, литературные традиции родного края, искусство.

Уже в 1817 г. вышел сборник "Сочинения студентов и вольнослушателей Харьковского университета", позже появился "Украинский журнал", где печатались студенческие литературные произведения научного характера. Высшая школа заботилась о научной смене. Среди тех, кто считал научно-исследовательскую работу главным условием подготовки будущего специалиста, эффективным средством формирования ученого, помогал становлению студентов как ученых, учил методике научных поисков.

система профессиональной подготовки

В бывшем Советском Союзе, в частности в Украине научно-исследовательская работа студентов была основана в тридцатых годах ХХ ст., но до начала пятидесятых годов отличалась непоследовательностью и стихийностью. В архивах библиотек университетов Украины хранятся документы, характеризующие научную деятельность высших учебных заведений, отчеты о научно-исследовательскую работу студентов,  аспирантов, докторантов. Следовательно, целостная система организации научно-исследовательской работы студентов формировалась постепенно, на почве интенсивного развития научной работы в высших учебных заведениях, укрепление творческих связей со школами и т.д. и частично выполняла функцию усовершенствования учебного процесса, воспитывала черты исследователя, повышала качество профессиональной подготовки специалистов.

Качественное проведение НИРС обеспечивается нормативно-законодательными документами, среди которых - Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века), Законы Украины "О научной и научно-технической деятельности", "О высшем образовании", "Национальная доктрина развития образования" и др. За последнее десятилетие появился ряд обстоятельных трудов, авторы которых выясняют особенности организации и методики научно-исследовательской деятельности в высшей школе и общеобразовательных учреждениях нового типа, развитие научно-исследовательской культуры педагога в условиях высшей школы, влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалистов, анализируются формы коллективного научного творчества.

Организуя научно-исследовательскую работу студентов на факультете украинской филологии, считают целесообразным учитывать и историко-педагогический опыт, отраженный в трудах А. Алексюка, В. Майбороды, О. Микитюка. Важную роль в ее должной организации и проведении играют скоординированные учебные планы специальности, реализация положения о системе НИРС в университете, ориентация на необходимость научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Проблемы студенческой научно-исследовательской работы в педагогическом университете. Отечественный и зарубежный опыт должен помочь в становлении и развития студенческой научно-исследовательской работы на филологических факультетах педуниверситетов, цель которой - через систематизацию теоретических и практических знаний из фундаментальных (современного украинского литературного языка, истории украинской литературы, истории зарубежной литературы, украиноведение) и профессионально-ориентированных дисциплин (методики преподавания украинского языка, украинской, зарубежной литературы, украиноведения) глубже и полнее раскрыть мир родного языка, родного слова, помочь молодым исследователям овладеть методикой научных исследований, развить навыки самостоятельной поисковой работы, воспитывать творческое отношение, прививать вкус к научному поиску, повышать собственную научную активность, умственные способности, проявлять интеллектуальную инициативу.

Следует отметить, хотя соответствующая работа в педагогических университетах проводится активно (студенты являются участниками Всеукраинских научных конкурсов и предметных олимпиад, выступают на Международных конференциях), все же доля студенческого счету в целом остается недостаточной.

Часть студентов филологического факультета Глуховского государственного педагогического университета, например, указывает на серьезное желание заниматься научной работой и в то же время сетует на отсутствие свободного вне аудиторного времени для удовлетворения своих научных интересов, что тормозит развитие личности будущего специалиста, его профессиональных качеств. На сегодня существует также насущная потребность в обеспечении преемственности творческой научной работы с одаренными учащимися, особенно представителями школ с углубленным изучением филологических предметов, которые вскоре получат статус студента.

система профессиональной подготовки студента

Привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности является одной из главных задач образовательно-воспитательного процесса инновационных и многих обычных общеобразовательных школ. Это позволяет как можно быстрее, результативнее выявлять учащихся, имеющих способности к самостоятельному научному поиску.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!