Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Национальное самосознание студенческой молодежи

Национальное самосознание студенческой молодежи

« Назад

Социально-психологической предпосылкой построения гражданского общества, утверждения демократии и сохранения независимости Украины является формирование у ее граждан национального достоинства, патриотических чувств и ответственности за судьбу государства. В связи с этим образование должно способствовать развитию украинской культуры, утверждать украинскую национальную идею, формировать у детей и молодежи гражданское сознание и национальное самосознание.

национальное самосознание студенческой молодежи

Функции национального самосознания такие:

• сохранение духовности, обогащение и развитие интеллектуального потенциала нации;

• стимулирование самопознания, нахождение исходной точки - возвращение к своим корням, национально-семейных традиций и обычаев;

• формирование духовной основы и мудрости жизни - чувство долга и ответственности перед предыдущими и будущими поколениями;

• воспитание уважения к истории родного края, осознание значения и места украинцев среди других народов, живущих в Украине и в планетарно-культурном контексте;

самосозидание и самореализация личности, максимальное проявление ее творческого и нравственно-духовного потенциала;

самопознание личностью собственного «Я», познание своего рода и рода, границ национальных особенностей и характерологических различий, ментально-духовного назначения своей жизнедеятельности и смысла своего существования вообще;

• поиск ответов на вопросы «Кто мы, какого роду-племени дети, какими были и почему такими стали, что умели и чему научились?»

Благодаря национальным особенностям личность способна сохранить преемственность традиций и обычаев своего народа, продолжить путь его социально-культурного развития. Многие из людей определяет традиции как основной признак своей национальности.

Теперь возникла насущная потребность оживить и возродить в душе каждого памятные обычаи нашего народа, мир его фольклора, довести до каждого, что мы не просто украинцы, мы - нация, народ со своей многовековой историей, языком, культурой.

Национальный маргинал - денационализированное лицо, оторванное от живого, родного грунта. Как доказывают исследования, такой человек является весьма восприимчивым, чувствительным объектом для внушения меркантильно-бездуховных, агрессивно-деструктивных позиций и всевозможного аморально-преступного психологического манипулирования. Национальное не может отчуждаться от личности без разрушения морально-духовных основ психики.

Уничтожение национального самосознания приводит к деперсонализации, которая порождает человеческую предвзятость и деморализацию: индивиды и целые народы теряют ощущение прав и обязанностей, достоинства и чести, исторической роли и миссии, высокие принципы жизнедеятельности.

национальность, национальный маргинал

Студенческие годы являются определяющим этапом генезиса национального самосознания, ведь именно в этот период молодой человек добивается высокого интеллектуально-духовного уровня познания мира и себя как субъекта жизнетворчества, наполняет конкретным содержанием образ собственного «Я», развивает чувство социальной идентичности.

Формированию национального самосознания студенческой молодежи, на наш взгляд, может способствовать: познания этнокультурных особенностей украинского народа (например, преподавания учебных курсов «Основы этнопедагогики», «Украиноведение», «История украинского искусства» и др.) и формирование национальной гордости через наполнение содержания профессиональной подготовки национальными идеями и научно-культурными ценностями, знакомство с достижениями и достоянием украинского народа; познания этнопсихологических особенностей украинцев (например, преподавания учебных курсов «Основы этнопсихологии», «Психология самосознания» и др.) и утверждения собственной этнической индивидуальности; привлечение студентов к созданию и сохранению национальной культуры, в том числе через научно-исследовательскую и творческую деятельность, участие в общественно-политической жизни и студенческом самоуправлении, уважительное отношение к историческим памятникам и национальных святынь; развитие чувства собственного достоинства и внутренней свободы, преодоления комплекса национальной неполноценности и формирование позитивной «Я-концепции», психокоррекция этнических стереотипов и формирования позитивных межэтнических установок; осознание и ежедневное публичное практикование своего «гражданско-этнического - Я», в частности через владение украинским языком как родным или государственным, уважительное отношение к символам государственности (гимн, герб, флаг); воспитание культуры речи, предотвращения языковой ассимиляции, уважительное отношение к себе как носителя родной языка; постепенная интеграция в европейское образовательное пространство при условии сохранения национальных достояний украинского высшего образования и др.

В Киевском университете имени Бориса Гринченко одними из принципов корпоративного взаимодействия, которыми должен руководствоваться каждый участник университетского сообщества, есть уважение, соблюдение и приумножение традиций Университета; владение украинском языком в деловом общении; сохранение традиционных национальных ценностей и толерантное отношение к культурной, расовой, религиозной инаковости.

Идейным лидером Университета есть Борис Гринченко (1863-1910) - великий Просветитель украинского народа, образовательный и общественный деятель, педагог, писатель, переводчик, литературовед, ученый, языковед, этнограф, лексикограф, автора знаменитого «Словаря украинского языка». «...Украина. В этом слове для меня все», - писал Борис Гринченко, а в письме к жене Марии Загорни признавался: «У меня теперь есть только две любви: Украина и ты».

Одной из традиций Университета является использование элементов национальной одежды в День государственного флага Украины (23 августа), День Независимости Украины (24 августа), День рождения Тараса Шевченко (9 марта) и День памяти Бориса Гринченко (6 мая).

Патриотическое воспитание - центральное ядро в формировании гражданского сознания и национального самосознания молодого украинца. Именно поэтому в Университете уделяется большое внимание этому направлению работы. Так, например, студентов и преподавателей Педагогического института объединяет тесное сотрудничество с казацко-патриотическими организациями Киева и регионов.

Традиционными стали встречи с руководителями отделения украинского казачества, которые проводит для студентов беседы, круглые столы на патриотические темы. Будущие воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальной школы получают много новой и интересной информации об истории возникновения, происхождения и развития казацкого движения, традиции и обычаи наших славных предков и связь прошлого с настоящим.

национально-патриотическое воспитание, отделения украинского казачества

Для студентов вводится факультативный курс по казацко-рыцарскому воспитанию, в Университете создается музейная экспозиция «Украинские древности» и «Украинская народная вышивка», традиционными являются проведение праздников украинского Веночка, украинских народных игр и др. Полученные знания и приобретенный практический опыт будущие педагоги будут использовать в работе с детьми, их национально-патриотическом воспитании.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!