Музыкальная подготовка будущих педагогических кадров в педвузах Украины (40-50-е гг. ХХ в.)
« Назад В годы Великой Отечественной войны вопросом развития системы подготовки музыкально-педагогических кадров, в силу социальных и экономических обстоятельств, которые сложились, не уделялось должного внимания. В 1943/44 годах на территории Украины, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков, началась определенная работа по восстановлению народного образования и подготовки учительских кадров. С этой целью организовались краткосрочные педагогические курсы по подготовке учителей; на работу в школы приходили учителя из других союзных республик. После Великой Отечественной войны все усилия направлялись на дальнейшее развитие народного образования и становления системы подготовки педагогических кадров. Министерство образования УССР начертило пути улучшения музыкального воспитания в школах республики. Остро встал вопрос и о подготовке учительских кадров для осуществления музыкально-эстетической работы в школе. В первые послевоенные годы подготовка учителей пения для школ осуществлялась на базе педагогических училищ. Но они в своем большинстве не были укомплектованы квалифицированными преподавателями музыкального профиля. Наряду с этим наблюдалось недостаточное количество музыкальных инструментов, наглядных примеров, методической и нотной литературы, которая в последние годы совсем не выдавалась. В таких условиях педагогические училища не оказывали и не могли оказать соответствующей музыкально-педагогической подготовки будущим учителям, необходимой для преподавания пения и проведения музыкальной работы в начальных классах общеобразовательных школ. С целью улучшения качества музыкальной подготовки выпускников педагогических училищ, которые работали в школах был разработан ряд конкретных мер. На совещаниях учителей заслушивались вопросы с музыкального воспитания, обеспечивалась работа секций учителей музыки и пения; в учебный план областных курсов учителей начальных классов дополнительно включено 12 часов методики преподавания пения; организовано семинары и консультации по методике преподавания пения и нотной грамоты для учителей младших классов и руководителей хоров в областных институтах усовершенствования квалификации; создавались учебники по музыкальному воспитанию для слушателей педагогических училищ. Но педагогические училища не могли обеспечить необходимой количественной и качественной подготовки музыкально-педагогических кадров, от которых во многом зависело и повышение уровня культурно-образовательной работы не только среди учащейся молодежи, но и трудящихся, особенно в сельской местности, где учителя составляли наиболее многочисленный отряд интеллигенции. В связи с этим в педагогических институтах вводились факультативы по предоставлению студентам второй специальности по одному из названных профилей, в частности музыкального.
Каждый педагогический институт обязывался обеспечить ежегодную подготовку не менее пятнадцати учителей пения и музыки. В учебные планы Киевского, Харьковского, Одесского, Донецкого, Полтавского, Житомирского и Херсонского педагогических институтов (расположенных в городах, где существовали консерватории и музыкальные училища) введен факультативный курс по музыке и пению. Целью этого курса было ознакомление студентов с основами музыкальной грамоты, классическими произведениями выдающихся композиторов, украинского и российского музыкального искусства, а также овладение студентами методикой организации детского хора в школе. Таким образом, этот курс способствовал повышению как общей, так и музыкально-хоровой культуры студентов, а также помогал им, будущим учителям, в организации внеклассной работы в школе. Для обеспечения проведения занятий на 40 факультативах по музыкальной подготовки учителей привлекались преподаватели соответствующей квалификации с консерваторий и музыкальных училищ. Всего в 1948/49 учебном году факультативным обучением с музыки и пения в Украине было охвачено 470 человек. Факультативное обучение музыкальным дисциплинам на литературном факультете происходило на протяжении 4-х роков. На первом курсе изучались теория музыки и сольфеджио (30 часов) и проводились практические занятия по хором (60 часов). На втором курсе - сольфеджио (30 часов), история музыки (10 часов), методика пения в школе (15 часов), хороведение и организация хорового кружка (25 часов), практическое занятие с хором (60 часов), означает-знакомство с музыкальным инструментом планировалось по 15 часов на каждого студента. На третьем курсе: сольфеджио, теория музыки, дерижирование, история музыки, индивидуальные занятия по музыкальному инструменту и дирижирования (20 часов), методика пения (15 часов), хороведение (25 часов). Более основательная факультативная подготовка студентов по музыкально-эстетическому воспитанию проводилась в Киевском и Винницком педагогических институтах. В этих вузах учебные планы предусматривали изучение програмного материала с музыкальных дисциплин на первом и втором курсах в виде обязательных занятий, а на третьем и четвертом - факультативных. Студенты, обнаружившие в течение первых двух лет обучения музыкальные способности, заинтересованность продолжали учиться дальше на третьем и четвертом курсах. Они получали необходимые теоретические знания и практические навыки в работе с хоровым или оркестровым коллективом, в игре на одном из музыкальных инструментов. Занятия факультативов проводились по двум музыкально-педагогическим специальностям - хоровые и музыкальные. В зависимости от посещения занятий одной или другой специальности студенты по окончании института получали квалификацию руководителя хора и учителя пения в первых-четвертых классах или руководителя школьного оркестра. Сразу же после зачисления студентов на первый курс проводилась проверка их музыкальных способностей. Это давало возможность уже в начале учебного года определить тех студентов, которые должны были обучаться пению или заниматься в музыкальных кружках. В 1955/56 учебном году факультативный курс “Пение” изучало 97 студентов разных факультетов. Каждое из занятий проходило в определенной последовательности. Благодаря работе музыкального лектория, будущие учителя, что очень интересовались музыкальным искусством и постоянно посещали лекции-концерты, сформировали своеобразный художественный центр. Высоким художественным уровнем отмечались лекции-концерты, посвященные творчеству П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, В. Моцарта, А. Хачатуряна и других композиторов. Учителя, которые получили музыкально-педагогическую подготовку в вузах, успешно решали проблему художественного воспитание детей в школах, формировали в них эстетический вкус и художественно-творческие способности в области музыкального искусства. Хоровыми, драматическими и музыкальными кружками охватывалась слишком большое количество учеников, работали они спустя рукава - за отсутствия квалифицированных руководителей. Главной причиной, которая тормозила широкое развертывание художественного воспитания детей, было отсутствие квалифицированных педагогических кадров на местах. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |