Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Мотивы поступления в ВУЗ современных студентов

Мотивы поступления в ВУЗ современных студентов

« Назад

Чтобы суметь смотивировать студентов к обучению стоит понять их мотивы поступления в ВУЗ, то есть определить движущие факторы избрания того или иного учебного заведения и будущей профессии. В этом контексте заслуживает внимания статья С. Садрицькой «Мотивация поступления в ВУЗ украинских студентов: тенденции последних лет».

украинская молодежь, мотивация поступления в ВУЗ

Автор приводит результаты нескольких исследований, одно из которых было посвящено проблемам формирования гражданской идентичности украинской молодежи: роль образования как фактора консолидации общества (2008-2009 гг.). В ходе этого исследования за репрезентативной выборкой было опрошено 3058 студентов ВУЗОВ 33. Авторы исследования выделили одиннадцать возможных вариантов ответов по результатам опроса в 2006 и в 2009 гг.

Исследования подтвердили, что основными мотивами поступления студентов в ВУЗы были такие желания: обеспечить себе материальный достаток в будущем (55 % - 2006, 51 % - 2009), стать квалифицированным специалистом в своей отрасли(50 % - 2006, 53 % - 2009), возможность повысить свой социальный статус и иметь более престижное положение в обществе (37 % - 2006, 38 % - 2099).

Следующими в процентном отношении следуют такие варианты ответов: получение любого диплома о высшем образовании (33 % - 2006, 36 % - 2009), возможность стать высокообразованным культурным человеком (29 % - в 2006, 27 % - 2009), обеспечение интересного круга общения теперь и в будущем (15 % - 2006, 14 % - 2009). До 10 % набрали такие варианты ответов, как: воля родителей (9 % - 2006, 8 % - 2009), желание продлить годы ученичества и беззаботного существования (не идти работать или не служить в армии) (6 % - 2006, 5 % - 2009), возможность встретить будущего спутника жизни (3 % - в 2006 и 2009), желание унаследовать профессию родителей(3 % - 2006, 2 % - 2009).

Еще 1 % опрошенных в 2006 г. и 2 % опрошенных в 2009 г. не смогли четко объяснить собственных мотивов поступления в ВУЗ. Таким образом, видим, что более 50 % студентов на момент поступления в ВУЗ руководствуются желанием стать профессионалами в выбранной области деятельности, мотивируя это желанием самореализации и возможностью достичь материального достатка в будущем.

поступление, обучение студентов

После поступления в ВУЗ понятие мотивации студентов к обучению постепенно сближается с понятием профессиональной мотивации, ведь образование в высшем учебном заведении направлено на получение профессии. Подходящим является исследование Т. Туркота, который изучал вопросы динамики профессиональной мотивации студентов к обучению в высшей школе. Как отмечает автор, студенты первого курса в большинстве руководствуются собственными представлениями о будущей профессии, меняются в процессе обучения. Для молодых людей первого года обучение студенчество ассоциируется с занятиями творчеством, возможностью самосовершенствования, самореализации и т.д.

В течение этого периода предыдущие стереотипы относительно обучения и будущей профессии разрушаются, происходит адаптация к новым требованиям и формам обучения в высшей школе.

Для того чтобы студенты не потеряли стремление учиться, переживая трудности адаптации, преподавателям рекомендуется формировать у них мотивацию к активной самостоятельной работы. Методы побуждения не всегда являются эффективными, поэтому надается преимущество формированию познавательного интереса к предметам и процесса овладения ими. В случае появления интереса к предметам студент сам будет находить время для обучения, ведь внутренняя мотивация есть доминирующей в процессе познания.

На четвертом курсе обучения у молодых людей происходит переоценка ценностей и мотивов к обучению в связи с прохождениям практики по специальности. У студентов повышаются требования, меняются ожидания относительно содержания, форм и методов специальной подготовки. В течение этого периода у молодых людей формируются потребности самореализации, происходит активный поиск путей трудоустройства или места дальнейшего обучения. Студенты выпускных курсов обычно уже имеют четкое представление и сформировано положительное или отрицательное отношение к будущей профессии.

Перспективой первого плана и мотивом последних лет обучения в ВУЗе для большинства студентов является получение диплома, тогда как более половины студентов при поступлении в ВУЗы руководствуются мотивами самореализации, то есть личностным становлением как высококвалифицированных работников, и мотивами получения высоких прибылей от будущей профессии.

зачисление в ВУЗ, мотивы студенческой молодежи

Следовательно, в процессе обучения мотивы студенческой молодежи меняются: от разрушения первичных стереотипов к формированию полного осознание мотивов получения будущей профессии и отношение к ней.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!