Мониторинг развития дистанционного обучения в Украине
« Назад Проведенный анализ показал, что существует три направления определения дистанционного обучения: - первое - дистанционное обучение определяют как обучение, где знания доставляются студенту с помощью информационных технологий; - второе - форма организации и реализации учебно-воспитательного процесса по которому его участники - объект и субъект обучения осуществляют учебное взаимодействие принципиально и преимущественно экстерриториально ... »; - третье - дистанционное обучение является самообразованием, но самообразованием организованное, которое проводится в рамках учебного заведения, подтверждая приобретенную квалификацию соответствующим документом. Все эти определения характеризуют дистанционное обучение но с разных сторон, например, первое направление - это чисто техническое определение; второй и третий - трактуются с позиций педагогической науки. Также стоит учитывать то, что дистанционное обучение помимо технической (организационной), педагогической составляющей есть еще и экономическая. Итак, дистанционное обучение базируется прежде всего на информационных технологиях. Первооснову дистанционного образования составляет программно-методологическое обеспечение. Так как каждый студент должен получить соответствующие указания и задания, программы дисциплин и т.д. не только в бумажном виде. На сегодняшний день дистанционное обучение развивается хаотично, из-за отсутствия проверки идентичности пользователей, из-за отсутствия единых стандартов технического обеспечения. Количество вузов в Украине за последние пять лет почти не изменилось, однако наблюдается тенденция к уменьшению. Что касается количества студентов в вузах, то здесь наблюдаются тенденции также к уменьшению. Количество выпускников общеобразовательных учреждений I-III ступеней также уменьшается. Учитывая эти тенденции вузов пытаются выжить в условиях конкуренции, для абитуриентов начали внедрять новую форму обучения - дистанционное. Анализ организационных структур вузов показал, что почти каждый из них стремится создать у себя дистанционный отдел, или даже целый институт дистанционного обучения, который имеет разветвленную систему. Экономической составляющей выступают расходы вузов на внедрение и функционирование дистанционного обучения. Поэтому оплата за дистанционное обучение варьируется и зависит от престижа вуза, а также от затрат несущей ВУЗ для функционирования данного вида обучения. Сложность формулировки понятия мониторинга связана также с тем, что оно принадлежит и к сфере науки и в сферу практики; оно может рассматриваться и как средство исследования реальности и, как средство обеспечения сферы управления. Анализ показал, что в определенных сферах деятельности мониторинг выступает как средство научного исследования - это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления.
Мониторинг также может выступать как инструмент определения тенденций развития. Например, в сфере государственного стратегического управления мониторинг используется как инструмент оценки тенденций развития регионов. В соответствии с этим определением под мониторингом дистанционного обучения в вузах Украины подразумевается разработка целей и показателей развития на основе сопоставления стратегических ориентиров развития дистанционного обучения в каждом отдельно взятом вузе с показателями развития образования в целом в Украине. \ Поэтому, исходя из приведенного выше определения и по результатам исследования обоснована необходимость и целесообразность проведения мониторинга дистанционного обучения, результаты которого предоставляют дополнительные возможности: - Повышение эффективности деятельности вуза за счет рационализации использования информационных технологий в сфере образования; - Обеспечение конкурентоспособности выпускников в результате усиления позиций вузов в сети Интернет. Именно мониторинг может обеспечить координацию деятельности вуза, развитие инфраструктуры дистанционного обучения, как следствие, повышение эффективности использования ресурсов вузов на основе сочетания новейших информационных технологий и методов обучения. Совершенствование организационной структуры Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины обусловливает необходимость разработки механизмов управления дистанционным обучением, обеспечивающие его развитие и эффективное функционирование. Итак, несмотря на то, что данный вид обучения в Украине все же развивается, следует определить основные препятствия его развития: несовершенная законодательная база; технологическая разрозненность; отсутствие централизованного отслеживания развития данного вида обучения на уровне Министерства. Решение представленных проблем возможно при условии проведения мониторинга как в отдельно взятом вузе, так и на государственном уровне. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |