Молодежное движение в Германии
« Назад Молодежное движение в Федеративной Республике Германия по праву есть признаком наличия развитого гражданского общества в этом государстве. Оно объединяет представителей молодежных неправительственных, часто международных организаций и специализированных организаций по работе с молодежью, его проблемами занимается также Федеральное министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи. Начиная с 1989 года, то есть года объединение двух немецких государств, формирование МДГ характеризуется широким сотрудничеством государства и общественных организаций, а также финансовой поддержкой правительством работы молодежных организаций, которая стоит на принципе субсидиарности. Интересно, что органы местного самоуправления всех уровней, а также федеральные органы отдельным пунктом записывают своих программ действий и бюджетов работу с молодежными организациями и продвижения их развития. На историю становления сегодняшнего МДГ оказали влияние следующие факторы: во-первых, создание в 1989 году Федерального фонда детей и молодежи, во-вторых, утверждение правительством объединенной Германии Политической молодежной программы Федерации по формированию и деятельности организаций негосударственной помощи молодежи в новых федеральных землях. Последняя была успешно завершена в конце 1995 года, сделавши нужные условия для свободного становления и работы молодежных организаций на территории бывшей ГДР. Одним из новых и достаточно серьезных вызовов молодежным движениям на территории объединенной Германии стал рост количества праворадикальных молодежных объединений. Одним из более действенных способов решения этой проблемы является сотрудничество государства с молодежью, проведение соответствующей правительственной политики, направленной на обеспечение молодежи возможностей обучения и труда, образования и досуга. Так, Федеральное министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи недавно приняло Программу действий против агрессии и насилия, что кардинально отличается от традиционных форм сотрудничества с молодежью, поскольку действует сначала на установление контакта с молодым человеком и донесения до них послание об опасности радикализму. Федеральное правительство постоянно поощряет МДГ к сотрудничеству. Например, согласно ст. 84 закона о помощи детям и молодежи от 26 июля 1990 года центральное правительство ежегодно подает в Бундестаг и Бундесрат отчет о делах в молодежной политике, свои цели и достижения в пособии детям и молодежи. На обсуждение этого отчета обычно приглашаются представители молодежных организаций, которые консультируют правительство по вопросам дальнейшего развития пособия молодежи и подведение результатов работы за каждый год. Эффективность такого сотрудничества не дает сомнений, поскольку молодые люди сами имеют право высказаться по поводу работы в молодежном движении и условий жизни молодежи. Важно, что отчеты, которые есть результатом упорной работы, оказывают значительное влияние на законодательные процессы в сфере детства, молодежи и семьи. Спектр негосударственных МДГ чрезвычайно разнообразен. Он простирается от союзов и организаций, которые формируются на федеральном уровне и региональных объединений в местных инициативных групп. В своей работе все они есть автономными, то есть самостоятельно определяют содержание и методы своей деятельности в рамках законодательства ФРГ. Молодежные неправительственные организации обычно создаются для выполнения конкретных задач. Специализируясь в какой-то отдельной сфере, они в конце концов приходят к осознанию потребности в создании полноценного объединения молодежи, которое продолжает работу в какой-то конкретной сфере, чаще всего социальной. Работа МДГ есть составной частью процесса социализации, которая, однако, кардинально другая от ее классических составляющих своей добровольностью, самоорганизацией и самоопределением. Всегда молодежные организации ставят себе целью воспитание и обучение молодежи, коммуникацию и формирование досуга, надание помощи и предоставление консультаций, представление принципов молодых людей во всех отраслях жизни перед государством и обществом. В Германии такое явление принято называть "политикой поперечного среза". На земельном уровне основное количество МД формируется в земельные молодежные округа. Правовые формы таких округов разнообразны: они могут быть юридическими лицами, зарегистрированными объединениями или неправоспособными группами. Важной молодежной структурой федерального уровня есть Немецкий федеральный округ молодежи. Причиной сотрудничества молодежных организаций на уровне земель есть то, что благодаря этому у них появляется возможность качественно распространять интересы молодежи в земельных правительствах и парламентах, а также перед народом земель. Этот процесс происходит за соблюдение принципов молодежных организаций, признание разнообразных общественно-политических, мировоззренческих и религиозных их позиций и без посягательств на их самостоятельность. В рамках различных организационных структур земельных округов молодежные организации, составляющих их состав, пытаются влиять на продвижение концепции молодежной политики и деятельности. Это происходит в том числе и путем образования молодежных структур, а во-первых через инициирование, проведение или поддержку совместных акций, ведение совместной публичной и организационной молодежной работы. В центре внимания есть политическая просветительская работа и проведение публичных политических мероприятий. Такой принцип молодежной работы в Германии не новый. Дело в том, что такая организационная структура, которая была утверждена еще в 1949 году, давно доказала свою эффективность, давая молодежным организациям полномочие совместно заявлять в рамках делового сотрудничества об мыслях молодежи государственным органам, политическим и общественным объединениям. Среди других главных задач МДГ - международный молодежный обмен, межкультурное общение, международные конференции для управляющих молодежных объединений и деятельность на разных уровнях с европейскими молодежными образованиями. Проводя встречи молодежи, они способствуют тому, чтобы молодежь различных стран больше знала и помогала друг другу. Ведь общение с другими странами и культурами дает возможность молодым людям определить свое место в обществе и лучше понять проблемы своей страны. Международные молодежные организации, составляющие представительства в Германии, обычно уделяют много внимания работе с органами европейского политического сотрудничества молодежи на уровне Европейского Союза и Совета Европы. На сегодняшний день с 23 странами подписано правительственные договоры и соглашения, связанные с соответствующими специальными комитетами (состоящие из представителей правительств и неправительственных организаций), которые достигают согласия относительно главных целей молодежного обмена, а также относительно характера и объема обменов с данной страной. Существуют также специализированные программы обучения и повышения квалификации. Не нивелируя ведущей руководящей роли и ответственности федерации, земли и общины несут совместную ответственность за будущее развитие и формирование международной молодежной работы. Такая работа касается всех сфер жизни общества - политической, культурной, социальной и спортивной, которые важны для молодежи. Также проводятся соответствующие молодежные встречи. Как правило, такие программы осуществляются неправительственными молодежными организациями, прежде всего международными образовательными центрами. Примерами такого сотрудничества есть Немецко-французское и немецко-польское молодежное бюро. Немецкий федеральный округ молодежи вместе с другими молодежными организациями образуют Немецкий национальный комитет по молодежной работе. Кроме Немецкого федерального округа как политической организации молодежи, в состав Немецкого национального комитета по международной молодежной работы входят земельная организация молодежи "Молодой союз Германии" и такие молодежные организации, как Объединение евангелической молодежи, "Молодые социалисты СДП Германии", Союз немецкой католической молодежи "Молодежь немецкого союза служащих", "Молодые либералы", Юные пожарные Германии, Союз немецких девушек-скаутов, Федеральный союз молодых демократов, Союз сельской молодежи Германии, "Немецкая молодежь в Европе", Немецкая Шреберюгенд, Молодежный Красный крест, "Молодые туристы Германии", Конгресс молодежных профсоюзов, "Молодежь профсоюза немецких служащих", "Молодежь немецкого общества спасателей", "Молодежь немецкого альпийского союза", Молодежное бюро союза рабочей благотворительности, "Молодые друзья природы", "Молодые защитники природы", Организация немецких скаутов, "Солидарная молодежь Германии", "Социалистическая молодежь Германии - соколы". Ассоциированными членами есть объединения "Новые демократические молодежные организации", Рабочий округ центральных молодежных организаций, Молодые европейские федералисты и Бундюгенд. Поскольку Европа по инициативе Европейского Союза в ближайшее время сближается все теснее политически и экономически, весомость такого многостороннего сотрудничества для молодежных организаций будет расти, а требование по созданию подходящих структур для обеспечения сотрудничества молодежных организаций в общеевропейском масштабе получит большое значение. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |