Модульная система обучения и ее разновидности
« Назад Модульная система обучения - это такая система обучения, которая обязательно должна включать подсистему адаптивного программного управления, соединенную с подсистемой управления, элементом которой является модуль, позволяющий обучаемому, активно и более самостоятельно овладевать определенной суммой знаний и умений, в частности той, которая необходима для реализации субъектных отношений с педагогом в процессе обучения. Подсистема адаптивного программного управления преподавателями учебной деятельностью студентов (как на учебных занятиях под руководством преподавателя, так и во время самостоятельной работы студентов) является усвоение ими содержания учебной дисциплины или выполнения программ других учебных мероприятий, предусмотренных учебным планом. Подсистема студенческого самообразования обеспечивает интерактивную самостоятельную творческую работу по усвоению знаний, приобретения умений и навыков по учебным дисциплинам и в процессе выполнения других учебных мероприятий, предусмотренных начальным планом, а также систематический контроль студентом результатов своей учебной деятельности. Таким образом, ядром содержания кредитно-модульной системы обучения становится модуль, который способствует развитию качеств личности и ключевых компетенций личности. Сегодня меняются виды обучения: на смену объяснительно-иллюстративным и репродуктивным видам обучения пришли интенсивные технологии. Среди них центральное место занимает модульная система обучения. Модульная система обучения - это система, где для любой профессии (должности) является программа подготовки, которая точно ей соответствует. Итак, имеем систему трудовых навыков, или модуль трудовых навыков, составляющих основу профессиональной деятельности. Весь учебный материал разбивается на дидактические большие порции - модули. В каждом модуле есть не только текстовое содержание материала, но и специально разработанные задания в соответствии с изучаемого материала, вопросы для контроля со стороны педагогов и вопросы для осуществления самоконтроля. Учебные модули - это укрупненные единицы, но они разные по сложности. То есть один и тот же модуль по содержанию имеет множество модулей по сложности. Этим обеспечивается разноуровневая подготовка учеников. Разработка модулей по каждой специальности предусматривает не только их определенное количество (например, три: МБ1, МБ2, МБ3 т.д.), но и определенную сложность (например МБ1 / 1, МБ1 / 2, МБ1 / 3 т) . Каждый ученик может самостоятельно выбрать модуль определенной сложности. Это обусловливает пересмотр системы оценки результатов. Перед составлением индивидуальной программы обучения для каждого ученика с ним проводятся входное тестирование. Во время его проведения учений вместе с преподавателем определяют, что необходимо освоить для получения будущей квалификации с учетом уже имеющихся у ученика знаний умений и навыков. По желанию ученика преподаватель может предложить ему пройти тест по определенным учебных элементов, а то и блоков. В случае успешной сдачи этих тестов, данный учебный материал исключается из индивидуальной программы ученика с целью повышения уровня эффективности его подготовки. После изучения каждого учебного элемента ученик сдает тест. Если тест сдан успешно, то ученик переходит к изучению следующего учебного элемента. Если в ходе тестирования выявлены пробелы в знаниях ученика, то ему предлагается вернуться к определенному шагу данного учебного элемента и повторно сдать тест. По окончанию изучения модульного блока ученик сдает тест, который включает в себя основные вопросы всех учебных элементов, которые используются при его изучении и действия, которые занимают работу в рамках этого модульного блока. После изучения последнего модульного блока, а следовательно, и всего курса, ученики сдают квалификационный тест. Квалификационные тесты, как и все предыдущие, могут содержать не только практические действия, а и теоретическую информацию. Если ученик не ответил на необходимое количество вопросов теста, ему предлагается вернуться к определенному учебному элементу для совершенствования своих умений и навыков и по окончании изучения и выполнения действий ему предоставляется возможность для повторной сдаче теста. В работе используют такие преимущества модульной системы: - Индивидуальная скорость обучения для каждого учащегося зависит от знаний, умений и возможностей; - Постоянный самоконтроль и контроль со стороны преподавателя; - Учет уровня ранее накопленных знаний и умений при формировании содержания обучения для каждого ученика; - Ориентация на деятельность, формирование трудовых навыков при минимуме теоретического материала; - Возможность прекратить обучение после усвоения определенного количества модульных блоков. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |