Моделирование и проектирование развивающих образовательных сред
« Назад Мировое сообщество стремится создать систему образования, которая отвечала бы вызовам времени и потребностям личности, а потому отыскивает новые условия и модели ее развития. В перспективных моделях, которые испытаны временем, в основу положена идея формирования и динамичного развития природного таланта каждого ребенка как условия ее самореализации на жизненном пути. В то же время, почти неизвестные широкой общественности попытки проектирования образовательно-информационной среды будущего, основополагающие идеи которого по разным причинам не были целостно реализованы на практике, но теоретические обоснования, элементы проектов использовались во время создания учебных заведений, которые обеспечивали реализацию личностно ориентированного обучения, воспитания и развития. Основой проектирования образовательно-информационной среды будущего должна быть иерархическая модель личности, где четко очерченные структурная организация и элементный состав. Это позволит конструктивно определить направления и темпы развития личности, а также разработать эффективные методики педагогического воздействия. Отметим, что личность нужно рассматривать не изолированно, а в ее взаимосвязях со средой, как составляющую окружающего мира, как часть Вселенной. С учетом указанного положения имеют формироваться основополагающие принципы организации педагогического взаимодействия и обеспечения их реализации в учебных планах, программах, технологиях обучения и воспитания. Основной целью проектирования образовательно-информационной среды будущего должно быть воспитание здоровой, гармонично и всесторонне развитой личности. Новизна идеи заключается в том, что ставится задача сформировать ответственную, социально активную, творчески мыслящую и работающую личность путем создания оригинальной системы непрерывного образования от рождения ребенка до вхождения ее в самостоятельную жизнь. Содержательное наполнение такой системы образования, в частности, разработка учебников нового поколения требуют новейших научных концепций. Перед учеными и педагогами-практиками ставится задача разработать и апробировать начальные принципы и режим благоприятного развития природных задатков, интересов и склонностей учащихся; выйти на качественно новый уровень образовательно-воспитательной среды, которое соответствовало бы требованиям времени. В инновационной педагогической модели образовательно-развивающей и воспитательной среды полагается идея выявления, поддержки и развития природной одаренности, многогранных способностей каждого ученика. Средовые возможности обучения (СМН) имеют способствовать культурной образованности и всестороннему самовыражению учащихся, интенсификации творчества и инноваций. Средовые возможности обучения - это инновация, которая требует педагогически целесообразного синтеза школьного учебного, внутренне-личностного и внешнего социального (в т.ч. семейного) сред. Следовательно, в теоретическом обосновании содержательного наполнение инновационной модели «Школы будущего» важно выделить несколько главных положений. 1. Учебная среда включает материальное среда, психологические факторы, социальные отношения и предназначается для обеспечения полноценных условий для формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся, совокупности их личностных способностей: лингвистической, математической, музыкальной, внутренне-личностной, межличностной, пространственной, натуралистической. 2. Материальная среда формируется школьной архитектурой, учебным оборудованием и дидактическими материалами, совокупностью традиционных и современных средств предметно-преобразовательной деятельности учащихся, а также окружающей природной и социокультурным окружением. 3. Равноценными материальной среде должны быть стандарты психологической и социальной сред, которыми обеспечивается формирование полноценного здоровья учащихся: интеллектуального, психического, социального, духовного, физического, профессионального, экологического, эмоционального. 4. Ученики должны получить возможность активно и независимо обучаться по индивидуальной траектории в самостоятельно избранном, личностно-ценностном информационном среде: человек-природа и человек-техника (среда структурной информации), человек-человек и человек-художественные образы (среда сенсорной информации), человек-знаковые системы (среда вербальной информации). Эффективность любой модели педагогической системы обусловлена системой закономерностей функционирования этой системы, каждая из которых определяет зависимость результата от: - осознание цели, задач и принципов моделирования педагогической системы и педагогического процесса учебного заведения; - наличия соответствующих целью научно обоснованных программы и планов деятельности учебного заведения; - уровня координации деятельности участников педагогического процесса; - внедрение соответствующей системы анализа и контроля основных показателей моделируемого педагогического процесса; - наличия механизмов регулирования педагогического процесса и корректировка его результатов согласно модели; - наличия системы оценки результатов деятельности и соотнесение их с прогнозируемыми результатами модели; - уровня готовности управленцев к аналитической деятельности, которая дает возможность оценить степень соответствия реального педагогического процесса прогнозируемой модели. Следует отметить, что современная отечественная педагогическая реальность и рынок образовательных услуг развивается быстрее, чем педагогическая теория, которая призвана разрабатывать образовательные модели соответствующих педагогических систем. Поэтому актуальной остается задача создания инновационных педагогических моделей и выяснения условий и границ их использования. Проектирование образовательного пространства направлено на решение трех стратегических задач, в частности на организацию условий и возможностей для эффективного развития и саморазвития личности; создание условий и определения приоритетов для учебной, самообразовательной деятельности учащегося (студента), реализации индивидуальной образовательной траектории; организацию условий и возможностей для формирования жизненной компетентности воспитанника. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |