Распечатать страницу

Современная модель подготовки судей и прокуроров

« Назад

Современная профессиональная подготовка студентов-юристов в высших учебных заведениях должна быть максимально направлена на будущие профессиональные потребности, формировать такой высокий уровень профессиональной и общей культуры, компетентности, который позволит выпускникам поддерживать высокий профессионализм в любой сфере правовой деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, следственно-розыскной, нотариальной, научно-образовательный и т.д.).

подготовка юристов, метод конкретных ситуаций (MKC)

Академизация высшей школы, по выражению академика HAH Украины Ю. C Шемшученко, является важным в современных условиях фактором образовательных инноваций, модернизации образования на принципиально новых началах.

Углубляется научно-теоретический уровень профессиональной подготовки юриста и одновременно усиливается ее практическое направление. Поскольку будущие юристы будут работать в условиях жесткой конкуренции и серьезного профессионального риска, квалификация юриста должна быть такой, чтобы обеспечивать европейский уровень профессиональных требований и стандартов. Для этого должны быть сформированы навыки постоянного обновления и совершенствования своего профессионального уровня в течение всей жизни, готовность к получению новой квалификации, перепрофилирования в той или иной области юридической деятельности.

Вот почему главная задача высшей юридической школы прежде всего в том, чтобы научить студента-юриста постоянно получать и производить новые знания, применять навыки самостоятельного исследовательского поиска, выявлять творчество в решении сложных профессиональных проблем и ситуаций.

Изучение методик преподавания с позиции их новизны, эффективности, действенности, целесообразности использования в преподавании тех или иных юридических дисциплин, осуществляемое Центром инновационных методик правового образования на факультете юридических наук Национального университета Киево-Могилянская академия, позволило определить наиболее эффективные методики с богатыми возможностями развития и адаптации к новым учебных потребностей и дидактических задач.

Метод конкретных ситуаций (MKC), или кейс-метод заслуживает почетное первое место в современной методике преподавания юридических дисциплин. Если в высших учебных заведениях США и странах Западной Европы этот метод применяется более 100 лет для изучения юриспруденции. Однако в Украине он начинает широко внедряться в течение последних десяти лет.

В основу метода положен принцип прецедента, или случая (case), что существует в англосаксонском праве и служит весомым критерием принятия решения по судебному делу в отсутствие различного рода кодексов (гражданских, уголовных, административных и т.п.).

А. Наумов отмечает: «Право как учебный курс за свою длительную историю вобрало в себя несколько многотомных собраний с описанием прецедентов и случаев в своей области, которые служили фактологической основой в использовании МКС». Ценность этого метода, введенного в учебный процесс сначала Гарвардской школы права, а позже и Гарвардской школы бизнеса, заключается в его прикладной направленности, когда студент учится принимать профессиональные решения еще в университетской аудитории.

Анализ конкретных ситуаций, их обсуждение, ознакомление с различными подходами к решению проблемы, поиск необходимой информации, - все эти виды работ помогают сформировать важные для представителей юридической профессии практические умения и навыки: комплексного подхода к анализу и оценке фактов, логического стиля мышления, правильного принятия решения.

подготовка судей, применение MKC

Применение MKC требует от преподавателя тщательного отбора теоретического и практического материала. Так, сначала он предлагает студентам предварительно обработать необходимый теоретический материал по определенной проблеме, затем дает конкретные примеры казусов, которые следует разобрать со студентами в аудиторы.

Собственный практический профессиональный опыт преподавателя в этой работе приобретает особое значение. Использование кейс-метода в условиях юридической клиники помогает лучше подготовиться к анализу и квалификации конкретного дела, общение с клиентом, сбора материалов, оформления документов и возможного представления интересов клиента в суде.

Деловая (ролевая) игра является одним из самых популярных среди студентов видов учебной работы, ведь основывается она на творчестве, состязательности, коллективной сотрудничества.

Основная особенность любой деловой игры заключается в создании ситуации, максимально приближенной к реальной, в которой студент-юрист должен выполнить необходимые профессиональные действия, правильно применить полученные знания, проявить навыки работы с клиентами, коллегами, а также умение работать с нормативными документами. Цель деловой (ролевой) игры - формирование и закрепление практических навыков во время выполнения определенной роли путем привлечения собственного опыта, пережитые чувства.

В отличие от традиционных методов, в основном ориентированы на репродукцию и закрепления знаний, проблемно-поисковые методики требуют от студенты не простого воспроизведения информации, а творчества, так как содержат в своих условиях элемент неизвестного, неизвестного.

Составляющими элементами и этапами применения этого метода в учебной деятельности является: избрание преподавателем проблемы по ряду актуальных; ее формулировки и постановка перед студентами; подготовка студентов к участию в решении проблемы; обсуждение проблемы; анализ предложенных идей по решению проблемы, их оценка и обобщение. Метод этот эффективно сочетается с другими, в данном случае вспомогательными методами: сократить диалог, мозговой штурм, дерево решений, дискуссия, импровизация, моделирования.

Проблемно-поисковый метод широко применяется и в условиях юридической клиники для поиска пути и способов решения практической проблемы.

Моделирование в научно-учебной деятельности - действенный дидактический инструмент обобщения, конкретизации, прогнозирования юридических ситуаций. Это универсальный метод научного исследования любых объектов и явлений на их аналогах (моделях) с целью изучения их характеристик, прогнозирования действий и последствий, поиска оптимального варианта и тому подобное. Однако как метод обучения он оказался не менее эффективным.

Ведь с помощью некой абстрактной или материальной модели, наглядной или вербальной можно не только воссоздать определенные свойства предмета или явления, но и подробно рассмотреть его компоненты, общую структуру, систему внутренних и внешних связей, функциональные параметры, спрогнозировать развитие явления (предмета, структуры, отношений) в будущем.

В процессе преподавания модели целесообразно прояснить с помощью различных средств (схем, графиков, рисунков, графических и виртуальных изображений, например с помощью компьютерной графики, мультипликации, мультимедийных средств и т.п.). Идеальные модели и образы могут также вербализироваться с помощью языковых конструкций, преимущественно образных, метафорических.

На лекционных и семинарских, практических и лабораторных занятиях по различным юридическим дисциплинам метод моделирования может быть применен по конкретной правовой ситуации, возможного поведения, поиска причинно-следственных связей в следственной или иной деятельности, выявление схем правомерного / неправомерного поведения, личности правонарушителя, прогнозирования последствий и даже моделирование характера учебных действий (преподавателя, студента).

изучение юриспруденции, сфера практического права

Таким образом, ознакомление преподавателей права с системой методов, возможностями и особенностями их применения в профессиональной подготовке юристов, прежде всего в сфере практического права, поможет преподавателю построить собственный методический инструментарий, осуществлять педагогические эксперименты и поиски оптимальных средств обучения.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!