Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Обучение в ВУЗах в Украине и за рубежом \ Обучение в ВУЗах Украины и за рубежа \ История становления многоуровневой системы педагогического образования

История становления многоуровневой системы педагогического образования

« Назад

Становление национальной многоуровневой системы педагогического образования требует активных поисков путей и средств совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителей. Использование зарубежной историко-педагогического наследия играет в этом процессе важную роль.

особенности многоуровневой системы педагогического образования

Педагогическое образование Украины функционирует и развивается не изолированно от педагогических систем других стран и регионов. Поэтому для конкретизации направлений и характера становления многоуровневой педагогического образования в нашей стране необходимо также знать состояние и тенденции подготовки учителей за ее пределами.

Именно западноевропейская цивилизация дала миру первый специальное учебное заведение для профессиональной подготовки учителей. В 1685 Лассаль, организатор христианских школ для детей простолюдинов, в городе Реймсе (Франция), открыл учительскую семинарию, в которой готовили учителей для сельских школ. Только за века появилась Парижская национальная школа для подготовки учителей.

Со временем, по закону Гизо 1833, каждый департамент должен создать и содержать «нормальную школу» - тип учебного заведения, где готовили учителей начальной школы.

Система подготовки учителей во Франции сформировалась в конце XIX в. и обусловлена системой образования, сложившейся к тому времени, наличием соответствующих типов школ, для которых готовили учителей, а также содержанием образования, принципами и методами обучения в них. Она отмечалась строгой централизацией и регламентацией и в этом плане мало изменилась до сих пор.

В Германии процесс подготовки учителей формировался в XVIII в. Готовить учителей в школу в этот период начал немецкий педагог А. Франке, принимавший студентов из стипендиатов, что бесплатно питались и учились в университете.

Еженедельные заседания, совещания учителей, детально разработанные инструкции, взаимные посещения уроков и постоянный надзор инспектора школы имели целью обеспечить единство методов обучения.

В 1707 А. Франке создал семинарию для небольшого количества слушателей, в которой в течение двухлетнего курса обучения обеспечивали филологическую и дидактическую подготовку для преподавания в высших классах средних школ. За это слушатели должны были отрабатывать в его школах не менее трех лет. Итак, А. Франке первый начал специальную подготовку учителя в виде частного способа. В дальнейшем начали успешно работать другие семинарии, открытые учениками А. Франке.

становление национальной многоуровневой педагогического образования

В XIX в. в Европе открыто несколько семинарий, готовивших учителей, где был использован опыт организации сиротских учебных заведений выдающегося педагога И. Песталоцци. Его последователь в Германии А. Дистервег в первой половине XIX в. сыграл значительную роль в создании системы профессиональной подготовки учителей. Он повлиял на рост их самосознания, способствовал повышению авторитета в обществе своими теоретическими и практическими разработками проблемы самообразования, что до сих пор не утратили своего значения, в частности, сформулированными требованиями к воспитанию учителя.

Педагогическое образование в США развивалось в пяти этапах: 1606 - 1776 рр. - Открытие колледжей, готовили в основном священников; 1777 - 1862 рр. - Секуляризация высшей школы; 1863 - 1900 рр. - Организация университетов; 1901 - 1950 рр. - Появление и развитие двухлетних колледжей; 1951 - по настоящее время - перестройка системы высшего образования с учетом научно-технического прогресса.

Итак, система подготовки учителя в США сформировалась позже (в первой половине XX в.), Чем в Западной Европе, где она сложилась уже в XIX в. Основной формой подготовки учителей в то время были педагогические колледжи.

Большой вклад в педагогическую науку в конце XVIII - начале XIX в. сделали немецкие филантрописты. Они первыми сделали обучение предметом научного исследования, а также включили новую науку - педагогику в курс академических учебных предметов, что является одним из основных специфических особенностей многоуровневого педагогического образования.

многоуровневая система педагогического образования

Итак, первые теоретические основы многоуровневого подхода к педагогическому образованию заложила Мария Монтессори. Ведь после обнародования ее книги «Секрет детства» с появились идеи постепенно и отдельно готовить:

- Специалистов по сугубо практических видов педагогической деятельности (уровень младшего специалиста, по современной терминологии);

- Педагогов - общекультурных воспитателей (уровень бакалавриата);

- Педагогов - преподавателей отдельных или группы весомых дисциплин (уровень магистратуры).

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!