Управление медико-психолого-педагогическим обеспечением высшего образования инвалидов по адаптинной модели
« Назад Современные глобализационные процессе и связанные с ними социально-экономические трансформации обусловливают зачисления лиц с ограниченными возможностями к категории работоспособного населения, что создает условия для воплощения их права на достойный труд. Однако по окончании учебных заведений, по статистическим данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, реально трудоустраивается, в лучшем случае, около половины выпускников-инвалидов. Наши издания указывают на более неутешительную цифру - по окончании учебы трудоустраиваются и удерживается на работе менее 2% инвалидов. Анализ существующей ситуации показал, что одной из причин такого положения является несоответствие содержания обучения потребностям реального производства, современного рынка труда. В основу становления характера профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями должен быть положен взаимосвязь теоретического и производственного учения. Впрочем, как школьные, так и профессионально-технические учебные заведения недостаточно фокусируют свое внимание на формирование у учащихся не только профессиональной, но и, прежде всего, психологической готовности к трудовой деятельности. Молодые люди с ограниченными возможностями не готовы к самостоятельной жизни, ответственных поступков, им сложно адаптироваться к профессиональной деятельности в условиях быстрых технико-технологических изменений современного производства, постоянного внедрения инноваций, развития новых социальных отношений. В то же время, значительное количество ПТУ не имеют не только полноценной учебной базы, что сказывается на формировании процессуально-операционного компонента профессиональной готовности квалифицированных работников, но и неспособны обеспечить лицам с ограниченными возможностями выбор оптимальных форм обучения, оказание психологической поддержки, удобство передвижения по территории учебного заведения. Программы обучения не приспособленные к особым потребностям инвалидов, а их содержание не соответствует требованиям работодателей. Сегодня нужна ориентация профессионального обучения на развитие компетентности человека, на обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации на протяжении жизни. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о профессиональной реабилитации инвалидов. Практически обеспечить эти требования возможно лишь в случае, когда профессиональная подготовка инвалидов будет иметь опережающую составляющую, а профиль компетентности будет формироваться под конкретные рабочие места и рабочие функции, выполняемые человеком, который имеет определенные физические недостатки. Для обеспечения профессиональной реабилитации инвалидов содержание профессионального обучения должно также обязательно учитывать заказа и требования работодателей.
Одной из наиболее актуальных проблем по организации профессионального обучения инвалидов является нехватка специалистов, способных активно сотрудничать с людьми, которые имеют особые потребности. Преподаватели должны не только передавать знания, обучать теоретических основ профессии, практических навыков, но и уметь наладить психоэмоциональный контакт с учениками-инвалидами, оказывать им компетентную помощь в решении проблем обучения, что требует соответствующей подготовки по психологии и социальной работы. Однако система образования достаточно трудно и медленно переориентируется на предоставление образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями. Учреждения, оказывающие реабилитационную помощь лицам с ограниченными возможностями, имеют различное ведомственное подчинение, что препятствует не только обеспечению целостного, комплексного мультидисциплинарного подхода, но и решению проблемы профессиональной реабилитации инвалидов. Даже в интернатах для инвалидов, подчиненных Министерству труда и социальной политики, помощь направлена преимущественно на уход. Тем более не выполняют реабилитационные функции медико-педагогические комиссии, взамен становясь источником психотравмы для ребенка, которая вынуждена постоянно доказывать свои способности к обучению. Проанализировав проблемы социальной реабилитации и адаптации учащихся и выпускников школы «Надежда» для детей с недостатками физического и умственного развития, пришли к выводу о несоответствии содержания обучения детей с инвалидизирующими психоневрологическими заболеваниями как их профессионально пригодным способностям и возможностям, так и потребностям рынка труда. В школе ребенку с особыми потребностями предоставляют множество информации, без усвоения которого невозможно прохождение медико-педагогической комиссии, поэтому больной ребенок тратит все свои силы на ее запоминание. Однако для приобретения будущей профессии эти знания оказываются совершенно ненужными. Кроме того, большую проблему составляет неадекватное попечения со стороны родителей, что мешает развитию навыков самообслуживания, становясь на пути дальнейшей самостоятельной жизни. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |