Магистерский уровень образования. Взгляд вблизи и издалека
« Назад В 2002 г. Ассоциация университетов провела исследование степени магистерского уровня, результаты которого показали существенное структурное разнообразие второго цикла высшего образования в странах Европы. Общей чертой было то, что квалификация магистра присуждалась в результате пятилетнего обучения по дневной форме с освоением 300 кредитов. Собственно магистерские программы имели нагрузку 90 - 120 ECTS. Конечно, таких общих черт оказалось мало для того, чтобы говорить об общеевропейской концепцию образования магистерского уровня. Главные черты евромагистра были конкретизированы в выводах и рекомендациях Конференции по степеней магистерского уровня (Хельсинки, 2003). Так, степень магистра определяется как квалификация второго цикла высшего образования и снова подчеркивается преемственность бакалаврата, магистратуры и докторантуры. Программы подготовки магистров должны иметь различную ориентацию и быть многопрофильными, чтобы соответствовать индивидуальным и академическим требованиям, а также требованиям рынка труда. В отличие от бакалаврата, на магистерской уровне поощряется внедрение совместных программ между различными университетами как проявление внутри европейского сотрудничества. Результаты последующего изучения магистерского уровня в европейских странах были опубликованы через десять лет после подписания Болонского соглашения. В исследовании Г. Дэвиса указывается, что степень магистра будет играть решающую роль в обществе знаний, поскольку он обеспечивает приобретение компетентности, на которой базируется дальнейшая исследовательская работа в докторантуре. В выводах обзора отмечается, что подготовка магистров в Европе получила трех главных форм: 1) профессионально направленные магистерские курсы дневной, дистанционной и смешанной формы обучения; 2) интенсивные магистерские программы, которые функционируют как до докторское обучения для научной карьеры; 3) курсы магистерского уровня различной продолжительности, которые предоставляются работникам без отрыва от производства. Однако, по мнению исследователя, профиль (profile) магистерской степени в Европе остается нечетким, поскольку названия и номенклатуры магистерских специальностей, понятны на национальном уровне, теряют прозрачность, когда их рассматривают в международном контексте. Несмотря на осознание, что двухступенчатая система повысит прозрачность и сопоставимость образовательных систем разных стран, в настоящее время Болонские реформы вызывают дискуссии по ряду вопросов, которые ранее не были актуальны. Во-первых, это отсутствие регулирования различий между бакалавром / магистром Болонской декларации и этими же степенями в англоязычных странах. Например, в США преемственность уровней не всегда наблюдается, можно учиться по докторской программе на основе бакалавра, то есть "минуя" магистерский уровень, тогда как в Европе планируется последовательное получение дипломов. Формально структура степеней аналогична, но в контексте Болонского процесса, а именно его ориентации на общество знаний, евробакалавр и евромагистр должны вступить нового формата. Во-вторых, общеевропейская двухуровневая высшее образование опирается на принципы гибкости и мобильности, которым еще не хватает четкого определения. В целом вузы должны стать более гибкими, чтобы иметь дело с меняющимися требованиями рынка труда и ожиданиями студенческого контингента, который становится все более разнообразным. Гибкость также рассматривается как множественность образовательных возможностей после получения бакалавра (магистерская специализация в области, выбранной в первом цикле, или приобретение квалификации в новой области) или трудоустройства, при котором существует возможность вернуться к учебе в любое время при необходимости углубить знания или сменить профессию. Мобильность студентов понимают как возможность изменять вузов и учиться по программе бакалавра в одном вузе, а по программе магистра - в другом. Именно цикличных (inter-cycle) мобильность ожидается в Европе. Принцип мобильности имеет также реализовываться с помощью так называемых совместных образовательных программ (joint degrees), в частности магистерского уровня, между университетами разных стран. В отличие от программ студенческих обменов, когда студенты одного вуза на протяжении определенного времени учатся в другом, совместные образовательные программы разрабатываются и / или соглашаются несколькими учебными заведениями. Значительная часть обучения по программе происходит в другом заведении-участнику и обучения и экзамены, которые там состоят, целиком и автоматически признаются в обоих учебных заведениях. Профессорско-преподавательский состав всех учреждений-участников также привлечен к сотрудничеству. По окончании совместной образовательной программы студент получает дипломы каждого из учебных заведений или совместный документ об образовании (чаще диплом или сертификат). Таким образом, мы выяснили, что в Европе происходит движение к массовости, доступности и гибкости высшего образования. Возникает закономерный вопрос - насколько общеевропейские тенденции касаются отечественных социокультурных реалий? Ведь, в отличие от Европы, где Болонские реформы были внутренней необходимостью, вхождение Украины в Европейское пространство высшего образования и связанные с этим реформы были чисто политическим решением для ускорения процесса евроинтеграции. В. Кремень охарактеризовал современное состояние украинского образования как амбивалентный, поскольку осознание необходимости реформ, но расцвет образовательных нововведений тормозится финансовыми трудностями. Ступенчатость отечественного образования также амбивалентно. На первый взгляд, в Украине около десяти лет существует ступенчатое образование (ОКР бакалавра, специалиста и магистра). С другой стороны, в общественном сознании ступенчатость высшего образования не успела отметиться. Так, в понимании родителей их дети до сих пор вступают "в университет", а не на "бакалавра", а конкурсный отбор в магистратуру вызывает неожиданное возмущение и протесты со стороны студентов. Кроме этого, в обществе не выработался дифференцированный подход к различным уровням образования как в моральном, так и в материальном плане. Механизмы востребованности работников высокого профессионального уровня не работают: лицу, получила квалификацию магистра, не предоставляются официально узаконены преференции в виде отдельных начальных должностей, высокой заработной платы и тому подобное. Частично корни такого отношения следует искать в действующем отечественном законодательстве. Согласно ст. 6 Закона Украины "О высшем образовании", в структуру высшего образования входят образовательные (неполное высшее образование, базовое высшее образование, полное высшее образование) и образовательно-квалификационные (младший специалист, бакалавр, специалист и магистр) уровне. В соответствии с Положением о образовательно квалификационных уровнях (ступенчатое образование) ОКР "бакалавр" считается базовой, то есть неполной, высшим образованием и предусматривает продолжения обучения по программе специалиста или магистра. ОКР "специалист" предусматривает получение полного высшего образования на основе квалификации бакалавра. Это уровень специалиста, который получил специальные умения и знания и может решать сложные профессиональные задачи. Подготовка специалиста мало чем концептуально отличается от бакалаврских программ и является дополнительным годом обучения, в котором отмечается практическая деятельность. Гибкость между ОКР бакалавра и специалиста не наблюдается, дальнейшее обучение возможно только в рамках выбранной на бакалавриате специальности. ОКР "магистр" предусматривает получение полного высшего образования на основе квалификации бакалавра или специалиста. Специалист, получивший диплом магистра, должен обладать углубленными специальными умениями и знаниями инновационного характера и быть способным решать проблемные профессиональные задачи. Образовательно-профессиональная программа магистра предусматривает, в частности, психолого-педагогическую и научно-практическую подготовку, то есть начальную квалификацию для научно-педагогической деятельности. В некоторых вузах Украины (Киевский национальный экономический университет, Киево-Могилянская академия и т.д.) магистратура давно и успешно функционирует как отдельное подразделение в структуре университета. Однако в большинстве вузов магистратура введена недавно, модели магистра по специальностям высшего образования четко не разработаны и чаще мало чем отличаются от модели специалиста.
Итак, большинство студентов получают образование магистерского уровня "на всякий случай" или при случае продолжают обучение на ОКР магистра на основе бакалавра, то есть минуя специалиста. Хотя последние несколько лет намечается тенденция использования диплома магистра как начальной квалификации для работы в вузах по инициативе отдельных университетов. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |